Олеся Авраменко: От Гурзуфских сезонов к «КалендАрту»

21 червня 2012 • Наші люди • коментарів: 0

Олеся Авраменко: От Гурзуфских сезонов к «КалендАрту»

Олеся Авраменко, куратор, искусствовед, ИПСИ НАИУ, «Persona» Art Рrojects

 

Прежде всего о состоявшемся пленере хотелось поговорить с Олесей Авраменко: ей, как никому другому, свойственно умение свивать из творческих индивидуальностей триумфальный венок. Это и значит быть куратором, среди прочего.

 

«Траектория»:  состоялся первый пленер.

Первый пленер творческой резиденции «КалендаАрт» (Крым, Байдарская долина, поместье «Календы») закончился. Известный меценат, благотворитель, общественный деятель, генеральный директор транснациональной корпорации «Керамист» Дмитрий Зусманович учредил творческую резиденцию в своем крымском поместье – на питательной местной почве, на дивном крымском воздухе может и должно возрастать искусство.

Art-project PERSONAРезультат – 12 великолепных объектов, плоды совместной работы одного из самых известных украинских кураторов, искусствоведа Олеси Авраменко (ИПСИ НАИУ, «Persona» Art Рrojects) и признанных в стране и за ее пределами мастеров современного искусства, художников Александра Друганова, Александра Животкова, Игоря Ступаченко, Елены Бабенцовой, Николая Журавеля, Дарьи Тищенко-Журавель, Анны Гидоры, Игоря Гусева, Наты Трандафир, Владимира Богуславского, Владимира Бовкуна, Евгения Добровинского.

Пленер был построен нестандартно и неожиданно – в основе было вполощение  проекта «Траектория» (автор концепции и технического решения - Игорь Ступаченко).

Целью было обращение к извечным ценностям живописи: цвету, композиции, пластике, фактурам, воплощенных в специально созданных синергичных, соразмерных и динамичных плоскостях,  задачей - создание объемного, условно подвижного, интерактивного живописного объекта.

Судя по результатам – а пленер закончился масштабной экспозицией в элитном жилом комплексе «Бригантина» на набережной Ялты – художникам удалось создать уникальный арте-факт: цельную коллекцию мобилей.

Подобной ей нет.

От Гурзуфских сезонов к «КалендАрту»:  по направлению к идеальному пленеру.

…Куратором я себя осознала еще в начале века, и поняла, что надо делать пленеры с какой-т идеей. Тогда в Алупке, на одном из пленеров, я собрала не слишком созвучных друг другу художников, - очень интересных, очень разных и совершенно не нашедших общего языка. Они не враждовали друг с другом, им было классно вместе, но проекта не получилось. Замечательные люди – Иван Марчук, Дмитрий Нагурный, Оксана Слета, Вера Баринова-Кулеба – тяжеловесы! Однако я поняла, что это не то поколение, которое можно объединить проектом. Совершенно другое мышление!

В 2005-ом году, благодаря Денису Шевченко, живущему и работающему в Ялте и Гурзуфе – возникла еще одна возможность: он предложил нам сделать пленер, а мы, в ответ, предложили сделать и скульптурный, и живописный… Так начались Гурзуфские сезоны, с той же командой, очень важным для меня ядром – Игорем Ступаченко, Еленой Бабенцовой, Женей Добровинским. Это очень креативные люди, мыслящие проектно, концептуально, каждый по-своему, люди, которые всегда меня поддерживали. Вокруг этих людей всегда начинается завихрение пространства!   Кого-то – притягивает, кого-то – отталкивает, но в результате всегда получаются очень интересные проекты. 

В Гурзуфе произошло восемь пленеров, по два события в год, с некоторыми перерывами, и от проекта к проекту все становилось все более интересным, напряженным. Мы многому научились – например, уважению к себе, к своим идеям, к материалу, к презентации, к зрителю, - сотворцу, по сути. Мы обязательно документировали процесс и результаты и издавали альбомы – хорошего качества, с хорошим дизайном, максимально емкие.

И вот теперь, когда у Дмитрия Зусмановича возникла идея сделать резиденцию здесь, в Календах, - мне эта мысль очень понравилась, потому что творческих резиденций в Украине очень мало. И все резиденции частного характера - например, резиденция Алевтины Кахидзе, в селе под Киевом. Алевтина приглашает к себе в загородный дом жить и работать на две-три недели иностранных художников. Сейчас в Гурзуфе делают резиденцию. Вот, собственно, и все, наверное.

Поэтому идея творческой резиденции здесь, в Календах, идея «КалендАрта», меня вдохновила. Я с радостью откликнулась на приглашение, с мыслью о том, что у меня есть определенный  опыт – и я могу сделать стартовый проект, вместе с организаторами продумать какие-то первые шаги – чтобы эта идея заработала. Потому что художникам очень нужна возможность поехать, поработать, в очень комфортной и неожиданной ситуации. Чтобы художники могли вырваться из суеты города, из собственной мастерской, из суеты города…

Первый пленер творческой резиденции «КалендаАрт»

Здесь, в Календах, сошлись несколько важных условий – правильная природа, погода, команда. Я хочу, чтобы об этой резиденции узнали, чтобы сюда потянулись самые интересные, креативные люди. Не просто те, кто хочет отдохнуть – то, что меня всегда огорчало в прежние времена в домах творчества – то, что многие ехали отдохнуть. Нет, замечательно, что художники могут отдохнуть. Но мне интересно, когда художники работают, и когда создается креативная ситуация.

Здесь, в Календах, в рамках «КалендАрта», есть возможность ее создать. И для того, чтобы здесь все прозвучало, попало в резонанс с этой природой невероятной, мы придумали проект «Траектория».

Неожиданный, интересный материал  – еврофанера, по сути – дерево,  работает и изображение, живописное или графическое, работает конструкция, объем. Решение получилось ярким, художественным – это двенадцать объектов, которые впервые экспонируют в «Бригантине», в роскошном импровизированном галерейном пространстве, просто мирового уровня.

Мне кажется, это хороший толчок дальнейшему развитию резиденции.

Что касается нашего проекта «Траектория», я хочу сказать, что художникам очень важно продвигаться дальше, и в пространстве, и во времени, не только в русле своего искусства, мастерства живописи. И я надеюсь, что эти двенадцать объектов, сделанные художниками высокого уровня, оставшись в коллекции «КалендАрта», будут звучать камертоном дальнейшей жизни, дальнейшей деятельности творческой резиденции.

Конечно, такую роскошную работу необходимо показать, представить публике на крупнейших арт-событиях Украины. В частности, с самого начала была идея показать «Траекторию», все двенадцать объектов, на «Арт-Киеве» в ноябре этого года. Это шаг и правильный и необходимый, и лучший способ представить резиденцию  на всю Украину. Хотя в современном мире свободных  коммуникаций есть множество способов виртуальной презентации, но «Арт-Киев» - такая площадка, которая сейчас, после ARSENALE, приобретет неимоверный вес. Разумеется, наш проект должен попасть в каталог «Арт-Киева». Одновременно будет подготовлено издание альбома,  с фиксацией объектов. И тут же, в этом альбоме, будет показана живопись, над которой работали художники в процессе пленера.

У меня есть ощущение, что объекты проекта «Траектория» ожидает интересная судьба  - истории создания не менее важная, чем прочие обстоятельства  возникновения. Эти работы впитали, в процессе создания и благодаря творцам, часть космической красоты Байдарской долины.

Инга ЭСТЕРКИНА

Далее: интервью с Игорем Ступаченко

 

Коментарі:

Вам подтрібно увійти на сайт, шоб написати відгук.
Ще не реєструвались? Це швидко!


Зараз на ТВ
04:50 ДжеДАІ. (2+2 )
04:00 Художній фільм. (5 канал)
05:25 Азійський check-in. (Новий канал)
05:15 Страх у твоєму домі. (НТН)
05:05 Т/с Майже одружені, 6 с. (СТБ)
05:00 Богиня шопінгу. Битва блондинок. (ТЕТ)

Форма зворотнього св'язку

Зауваження, побажання, критика...

Якщо питання по білетах, обов'язково вкажіть номер заказу якщо він є!

E-mail:
відправити