Архитраектория Игоря Ступаченко

23 червня 2012 • Наші люди • коментарів: 0

Архитраектория Игоря Ступаченко

Продолжаем публикацию материалов творческой резиденции «КалендАрт».

Место действия - Крым, Байдарская долина, поместье известного мецената Дмитрия Зусмановича, вторая неделя пленера.

…С Игорем  Ступаченко, художником, автором проекта «Траектория», беседовали, сидя на европейского вида деревянной лавочке – ранним вечером, под жужжание сумеречных ленивых насекомых, после ужина, после бокала-другого белого крымского портвейна. Дневная работа была сделана, и Игорь Ступаченко говорил неторопливо о пленере и «Траектории», любуясь далекими и близкими в прозрачном сладком воздухе горами в синей дымке.

- Единственная работа, которую я пока что видела готовой-то работа Евгения Добровинского. Вот эта качающаяся часть – напоминает о маятнике, а маятник, соответственно – о времени.
- То, что качается, является маятником – естественно, ведь современный человек теперь не встречает в жизни качающихся деталей. В основу замысла были положены геометрические фигуры, и что-то круглее в подвешенном виде, конечно, напоминает маятник. О своей работе Добровинский рассказал сам, наверное. А существует Женя, надо сказать, в эксклюзивной ситуации – у него огромный опыт владения любыми обстоятельствами любыми заданными параметрами в области искусства – в любом жанре, в любом виде. У Жени Добровинского есть талант определения. Он может эпатировать, принимать шокирующие решения. Даже я не всегда был удовлетворен какими-то его изобразительными решениями. Но потом  понял - такое его нутро как творческой личности: он не живописец, не график, он – человек, который в себе интегрирует процессы творческого начала. И это современный подход – я считаю, что сейчас художник должен быть интегрирован в любое поле деятельности, туда, где он может максимально проявить себя. Это и есть творчество. Женя – именно такой человек. И у него безукоризненный вкус. И делает он вещи, иногда спорные, но неизменно в поле эстетики.

Архитраектория.2012. Фанера, акрил. 150х150; 90х140;d 87
Архитраектория.2012. Фанера, акрил. 150х150; 90х140;d 87
Объект из проекта «Траектория». Концепция проекта – Игорь Ступаченко. Куратор – Олеся Авраменко. Резиденция «КалендАрт», с.Подгорное, Байдарская долина, Крым, Украина

- Ваш комментарий к проекту «Траектория» особенно важно получить, потому что вы его автор.
- Скорее, по сюжету я назначен автором, в связи со всем событиями вокруг этой инициативы – первого проекта «КалендАрта». Нужно было определить, что можно сделать на взмах, быстро и эффектно, чтобы максимально соответствовать ситуации. Что в этом проекте главное? Не то, что будет нести каждый из этих объектов, а то, что все они должны быть привязаны к будущей экспозиции, к пространству «Бригантины». Это главное – сработать на возможность необычной презентации. Максимально сработать на пространство, в котором окажутся созданные  нами артефакты. Спровоцировать тех, кто придет за художественным впечатлением. Замысел возник тогда, когда я познакомился с пространством экспозиции.

- Насколько я понимаю, художники получили некие параметры – задан формат, к примеру.
- Мне показалось интересным сделать так, чтобы художники максимально поработали с выбранным форматом – изображение должно быть вписано в квадратно-сферически-круглый тройственный объем. Идею мы оговорили с кураторам  Олесей Авраменко,  и представили организатором «КалендАрта», и теперь движемся таким путем.

- Уже сейчас интересно, на этом этапе, когда до презентации осталось еще три дня.
- Если неинтересно, нет никакого смысла вообще запускать эту птицу. Традиционные пленер неинтересны, как обычная птица, как воробей, на которого мы даже не посмотрим. Нужна друга птица…

- Жар-птица…
- Может быть, не жар-птица, а какая-то диковинка, которая попадет нам в поле зрения – вот чего бы хотелось.

- С Олесей Авраменко, куратором нынешнего пленера, вы давно знакомы, давно работаете вместе, вместе делали знаменитые гурзуфские сезоны…
- Да, не один пуд соли съели вместе. Я вообще считаю, если мы сейчас вспомним то, что было сделано именно здесь, в Крыму, - то это опыт уникальный самоопределения художника в природной среде. Место, дух, воздух природа, идея – все эти вещи начинают работать вместе. Художник, как правило, живет в мастерской, существует в определенном пространстве, а тут он получает иное поле деятельности. В данном случае, здесь, в Календах, просто фантастическое поле деятельности, инфраструктура этой природы какая-то итальянская, швейцарская – даже не знаю, какие параллели провести… И это срабатывает с удесятеренной силой. У нас с Олесей есть десять лет опыта крымской работы с самыми топовыми художниками Украины, через наши гурзуфские сезоны – уже можно сказать – знаменитые, прошла обойма практически 80-ти процентов художников, которые сейчас делают погоду в современном искусстве. Я говорю о поколении, которое имеет уже свое имя, и свое лицо. И все они шли на  крымскую природную провокацию. Главное – дать художнику материал, дать идею, дать возможность реализовать идею в любых параметрах.

- Теперь и у вас, и у Авраменко новая страница – «КалендАрт»…
- Прекрасная новая страница, - по аналогии с полиграфией, - отлично читается, хорошо издана. Как во всякой хорошей книге, все тут совпало – и качество печати, и бумаги, и содержания. Я вижу Календы как уникальную книгу, которую взяли в руки и перелистывают первые ее страницы, которые мы написали. Место фантастическое. Каждый день уникален, и каждый из них хорош. Как страница хорошей книги. Приятные люди окружают, и постепенно открываешь в себе самом какое-то новее начало.

- Игорь, теперь принято говорить о роли куратора – подрезают они, якобы, художникам крылья…однако мне кажется, что у Олеси Авраменко – очевидно – подход, который способствует плавному течению работы…
- О кураторе проекта нужно отдельно говорить, о механике пленера…Любой механизм должен быть построен на системе конкретных действий. Куратор – сердце этой машины,  связывает все сложноустроенные части механизма, чтобы все двигалось. Олесю я знаю много лет, и у нее уникальный талант запуска этого механизма. Архисложное дело – быть куратором, быть связующим звеном между теми, кто тратит деньги и хочет понимать, в какой процесс ни вовлечены, художниками, которые, как правило, капризны и амбициозны, и не желают тратить свои творческие силы на пустяки, на вещи, которые малозначимы для их творчества…Тем более что со средними работать неинтересно, работать нужно с самыми яркими, а чем они ярче, - тем сложнее и многограннее. Очень сложно. Если вспомнить еще и о хозяйственных вопросах. Леся все вышеперечисленное делает виртуозно, любит эту работу, хотя подчас очень трудно, даже невыносимо.
В гурзуфских пленэрах возник перерыв, и, казалось бы, кураторское место свободно, и есть бренд  – занимайтесь. Однако за два года так и не нашлось человека, который мог бы заменить Олесю Авраменко. В период проекта возникают проблемы, которые кто-то должен разрешить – чтобы довести дел до конца, и чтобы выйти к результату.

К тому же Олеся – искусствовед, и на нее ложится задача осознания, освоения, анализа живого материала. Она должна отвечать на вопросы – что делается, почему делается. Все это очень сложно.

Инга ЭСТЕРКИНА

 

Коментарі:

Вам подтрібно увійти на сайт, шоб написати відгук.
Ще не реєструвались? Це швидко!


Зараз на ТВ
04:50 ДжеДАІ. (2+2 )
04:00 Художній фільм. (5 канал)
05:25 Азійський check-in. (Новий канал)
05:15 Страх у твоєму домі. (НТН)
05:05 Т/с Майже одружені, 6 с. (СТБ)
05:00 Богиня шопінгу. Битва блондинок. (ТЕТ)

Форма зворотнього св'язку

Зауваження, побажання, критика...

Якщо питання по білетах, обов'язково вкажіть номер заказу якщо він є!

E-mail:
відправити