Эта непокоренная Лариса Шепитько

Новини кіно • 16 січня 2013 •

Эта непокоренная Лариса Шепитько

Каждый новый год преподносит нам юбилейные даты выдающихся людей: исследователей, ученых, философов, литераторов и др.

2013 год не стал тому исключением и начался и начался для нашего клуба друзей кино «Восхождение» памятным событием, а именно, 6 января киноклубовцы отметили 75 летие со дня рождения Ларисы Шепитько. Каким-то неведомым, таинственным, удивительным силам природы вдруг показалось уместным принести в этот мир накануне одного из самых значительных православных праздников маленькое существо, выросшее и превратившееся в яркую, интересную, бескомпромиссную личность, талантливого режиссера и сценариста и просто в красивую и статную женщину с глубоким внимательным взглядом бездонных темных глаз.

Киноклубовцы достойно отметили юбилей любимого творца кино.Члены клуба,, его руководитель Игорь Гармаш, Первый президент Владимир Кириченко высоко оценили работу и участие члена клуба Дмитрия Зусмановича, внесшего большой вклад в успешную работу клуба, давшего возможность эффективной, созидательной работы в лучших традициях киноискусства.

Владимир Кириченко с волнением вспомнил, как уже в далеком 1983 году, делегация запорожских любителей кино во главе с инициатором создания киноклуба «Восхождение», известным журналистом Сергеем Колосовым посетили могилу Ларисы на Московском Кунцевском кладбище по случаю воздвижения памятного мемориала незабвенной Ларисы Ефимовны Шепитько, оставшей глубокий след в душах людей.

Мозг отказывается понимать, что ее нет среди нас. Такой недюжинный человек обязан был жить, а не умереть в расцвете сил своего едва сорокалетнего возраста.

… В кабинете известнейшего режиссера Элена Климова, мужа Ларисы, висит портрет чешской дамы 18 века, как две капли воды похожей на Ларису, которая никогда не считала это совпадением, напротив она была убеждена, что жила на земле в других воплощениях, верила в загробную жизнь, в переселение душ… Потому ее судьба вполне могла стать великолепным сюжетом для мистического триллера.

В семнадцать лет, девочка из провинциального городка на донбассе, Артемовска, стала студенткой режиссерского факультета ВГИКА. Училась ни где-нибудь, а в мастерской подлинных мастеров Довженко и Чиаурели. Безусловно эти мэтры дали ей многое, но ее неповторимый режиссерский стиль сложился сам собой, ничуть не повторяя достижения ее учителей.

Далее жизнь этого человека, ее, карьера пошли по проторенному пути практически каждого «шестидесятника». Фильм «Зной» был принят зрителем очень хорошо, получил несколько призов, в том числе на фестивале в Карловых Варах, но уже следующий фильм «Крылья» был весьма ограниченного проката. Фильм был безусловно честным, но жестким, что к большому сожалению не понравилось «наверху». Эти люди, зачастую неспособные к реальной оценке, признали фильм, как слишком горестную участь победителей, прошагавших пол-Европы, пол-Земли…

Еще больше не повезло фильму Шепитько «Родина электричества» по повести Андрея Платонова. Картина талантливо была снята с очки зрения бога, подглядывающего на землю. Это была первая картина, в которой отчетливо воплотилось религиозное видение Ларисы, ее ощущение мира, сближающее ее стиль с минимализмом французского режиссера Роббера Брессона.

Очень характерно для ее творчества, что ей хотели поручить сьемки фильма «Белорусский вокзал», но прошел предательский слух, что Шепитько намеревалась показать безрадостную жизнь старых солдат, спасших мир от войны, но так и не нашедших места в этом мире. В результате фильм, угодный всем, снял Андрей Смирнов.

Можно много писать о тяжком творческом пути этого способного, самобытного режиссера, но к огромному сожалению, нельзя ее воскресить и понять тем, кто « жалил» ее талант, так и не поняв ее душу…

В ее личной жизни тоже было много невеселого. Любую признанную удачу приходилось выцарапывать у судьбы, все вспоминают ее светлым, умиротворенно-спокойным человеком

«Я видела смерть очень близко, сказала она в своем последнем интервью».

Будучи в роддоме, она упала и повредила позвоночник. Врачи настойчиво предлагали сделать аборт, так как иного выхода не было, но не для Ларисы. И она решила рискнуть и сохранить ребенка и победила. И это стало чудом…

«Восхождение» — советский художественный фильм режиссёра Ларисы Шепитько

Было бы несправедливым не отметить лучший фильм Ларисы, «Восхождение», где самобытный талант режиссера перерос в гениальность. В этом фильме открылся ее редкий, истинно духовный магнетизм. Актеры, сыгравшие в фильме и поныне считают своим духовным наставником.

… Гостюхин с нежностью. Вспоминает, как она заставляла работать его на пределе человеческих возможностей. Визбор уверял, что взгляд Ларисы обладал несомненным давлением, как луч света.

Фильм «Восхождение» стал для многих символом стойкости, несгибаемости человеческого духа. Любители киноклуба по- праву гордятся названием своего клуба «Восхождение».

Семен ЧУДНОВСКИЙ, член Национального Союза журналистов

 

Останні новини:

Бокс-офіс США. Успішний старт «F1: Фільм»
Тизер фільму «Буґонія»
Фільм про Джеймса Бонда знайшов режисера
«Куба & Аляска» — історія про сестринство на війні

Добавить событие

Форма зворотнього св'язку

Зауваження, побажання, критика...

Якщо питання по білетах, обов'язково вкажіть номер заказу якщо він є!

E-mail:
відправити