Бес попутал: Фильмы мэтров не радуют зрителей ММКФ

Новини кіно • 29 червня 2016 • Кинопоиск

Бес попутал: Фильмы мэтров не радуют зрителей ММКФ

На ММКФ показали два отечественных фильма — «Ке-ды» Сергея Соловьева и «Монах и бес» Николая Досталя. Первый открывал смотр, второй завершил конкурсные показы фестиваля. КиноПоиск ознакомился с этими картинами и вынужден констатировать, что современный киноязык оказался не близок мэтрам отечественного кинематографа.

Фильм Соловьева основан на рассказе Андрея Геласимова Paradise Found. В нем речь идет о парне, который перед отправлением в армию знакомится в парикмахерской со странной девушкой Амирой. С новой приятельницей они идут выбирать ему кеды — единственное, что, как думает парень, будет ждать его по возвращении со службы. Соловьев несколько переиначивает завязку сюжета Геласимова в свойственной для себя хаотичной манере.

Фильм начинается с выбора парнем (режиссер дает герою прозвище Джаггер из-за сходства с вокалистом The Rolling Stones) кедов, роль которых играют красные кроссовки. Кеды не подходят, так как у Джаггера неожиданно обнаруживается заусенец, причем между пальцами. Чтобы избавиться от него парень идет в педикюрный салон, где и встречает Амиру, которая, впрочем, как и в рассказе Геласимова, довольно-таки странная. Дальше в «Ке-дах» начинаются горячечные «сны мальчика Бананана», композиционные отсылки к «Ассе» и хаос, царящий в «Черной розе — эмблеме печали». Только актуальный китч эпохи перестройки сменяется нарочитой абсурдностью.

В попытке выстроить диалог с нынешней молодежной аудиторией Соловьев снимает в главных ролях симпатичных молодых актеров — Николая Суслова и Аглаю Шиловскую, а также прибегает к своему излюбленному музыкальному приему. Нынешний герой режиссера — уже не Цой с жаждой перемен, а рэпер Баста с песней «Партизан». Вакуленко появляется и в одном из эпизодов картины в качестве гротескного участкового, приходящего забирать Джаггера в армию.

Громкая и довольно энергичная первая часть «Ке-дов» сменяется неожиданно серьезной драмой, где есть место брошенному мальчику-аутисту, непростым семейным отношениям, режущим глаз полноэкранным плакатным титрам «Лишь бы не было войны», а также грубым вставкам из фильмов «Дети капитана Гранта» Владимира Вайнштока и «Летят журавли» Михаила Калатозова. Причем сцену проводов Бориса на фронт Соловьев использует в «Ке-дах» практически полностью, неловко монтируя с собственной сценой проводов Джаггера в армию. Естественно, монтаж этот не в пользу Соловьева, который нагромождает фильм пацифистскими высказываниями, шутками на злобу дня и отсылками к классике, а в итоге лишь заставляет с ностальгией вспомнить его старые фильмы и констатировать, что режиссер остался в кинематографической эпохе 1980-х-начала 1990-х годов.

Николай Досталь со своим фильмом «Монах и бес» тоже пытается найти контакт с молодой зрительской аудиторией, причем, как и Соловьев, в довольно иносказательной форме. Главный герой фильма — насельник мужского монастыря Иван (Тимофей Трибунцев). Он и в огне не горит, и в воде не тонет, а еще является единственным из всех обитателей монастыря, способным починить повозку императора Николая I. Тот, в свою очередь, после встречи с Иваном моментально принимает решение о реформе крепостного права.

Насельник — чудотворец, однако сила эта, как выясняется, дарована ему не богом, а бесом, введенным в сюжет в качестве рогатого человека, имя которому Легион (Георгий Фетисов). Если первую часть картины можно назвать абсурдистской комедией — с карикатурными монахами, острыми, как кажется Досталю и сценаристу Юрию Арабову, шутками про современную политическую ситуацию, неловкими «чудесами», сделанными в эстетике сказок Александра Роу, то вторая часть превращается в серьезную, нравоучительную притчу об обращении беса к вере божьей. Сделанную, впрочем, с тем же неловким монтажом и спецэффектами прошлого века.

Досталь и Соловьев, как, впрочем, и отечественные кинематографисты нового поколения (в чем мы убедились на «Кинотавре»), пытаются донести свои мысли о современной жизни в нарочито метафоричной манере, что полностью затмевает крупицы смысла картин, превращая их в раздутую пустоту. В то же время в параллельных программах ММКФ можно увидеть два замечательных (но неоцененных жюри) конкурсных фильма Каннского кинофестиваля — это «Тони Эрдманн» и «Сьераневада», где на протяжении трех часов зритель следит за семейными конфликтами и спорами, снятыми с точным наблюдением за жизнью, отношениями между людьми разных поколений и общественной ситуацией в мире. Это кино снято без каких-либо метафор и аллюзий, просто — и оттого занимательно. Настолько, что три часа экранного времени проносятся незаметно, в отличие от коротких полуторачасовых притч про красные кеды и беса в человеке.

 

Останні новини:

Бокс-офіс США. «Ілюзія обману 3» перемогла
Фільм «Сират» вийде в кіно в листопаді
Магія на великому екрані
Злата Огнєвіч повертається до дубляжу неймовірної Ґлінди

Добавить событие

Форма зворотнього св'язку

Зауваження, побажання, критика...

Якщо питання по білетах, обов'язково вкажіть номер заказу якщо він є!

E-mail:
відправити