Берлин-2016: Майкл Мур в Европе, вирус Stuxnet в сети

Новини кіно • 17 лютого 2016 • Кинопоиск

Берлин-2016: Майкл Мур в Европе, вирус Stuxnet в сети

Сразу две злободневные документальные картины стали главными героями очередной заметки КиноПоиска из Берлина. Исследование истоков вируса Stuxnet «Уязвимость нулевых дней» режиссера «Наваждения» Алекса Гибни и хулиганская лента политического активиста Майкла Мура «Куда бы еще вторгнуться». Увы, сам Мур на Берлинале не приехал из-за болезни.

Лирическое отступление.

17 февраля корреспонденты КиноПоиска проснулись в 6 утра и уже в 7:15 стояли в очереди за билетами на восьмичасовой конкурсный фильм «Колыбельная скорбной тайне». Администрация фестиваля устроила совместный (и единственный) показ для прессы и зрителей, поэтому на него по обычной аккредитации не попасть — необходим билет. Нам досталось место в партере справа (ряды с 1 по 9), так что придется попрощаться с шеей. Но мы не унываем и готовимся к встрече с прекрасным! А пока вот вам еще одна порция отсмотренного на Берлинале.

«Уязвимость нулевых дней», режиссер Алекс Гибни (основной конкурс)

Новая документальная лента от Гибни, снявшего историю о церкви сайентологии «Наваждение», смотрится как настоящий шпионский фильм. По окончанию, мы вышли из зала с четким ощущением паранойи: захотелось проверить все свои электронные устройства на наличие (скорее, на отсутствие) вируса Stuxnet, которому посвящена картина Гибни.

«Никто ничего не будет комментировать, — говорит один из высокопоставленных собеседников Гибни. — А если бы даже я что-то и знал, то ничего не сказал бы». Вирус Stuxnet обнаружил Сергей Уласень, антивирусный эксперт из белорусской компании. Гибни разговаривает с Сергеем по скайпу, общается с Евгением КасперскимКо мне пришли и сказали: помнишь, как ты ждал, что случится что-то ужасное? Оно случилось»), задает неудобные вопросы военным и политикам. Оказалось, что Stuxnet — один из тех вирусов, что показывают в фантастике: он способен не просто навредить программному обеспечению, но и физически разрушить инфраструктуру.

Режиссер расследует истоки истоки вируса, находя некую программу под названием «Олимпийские игры». Как она была разработана, написана и едва не спровоцировала международный кризис. Считается, что за Stuxnet стоят правительства США и Израиля, разработавшие его для атак на иранские учреждения, где разрабатывали атомное оружие. Конечно, никто официально не признается, но особенность Stuxnet в том, что его атака могла бы сравниться по мощи с Хиросимой. Сейчас Stuxnet чем-то похож на Skynet — он сам копируется, сам появляется в ваших компьютерах (не нужно что-то скачивать или нажимать на завлекательную ссылку) и абсолютно неподконтролен.

Алекс Гибни говорит: «История Stuxnet — как сказка „Новое платье короля“. Вирус появился, все о нем знают, знают, что его создали США и Израиль, но никому не позволено о нем говорить». Свой фильм Гибни монтирует довольно бойко, перемежая говорящие головы компьютерной графикой а-ля «Матрица». Одна из продюсеров фильма, Сара Дауленд, работала в департаменте визуальных эффектов трилогии «Матрица» и франшизы «Гарри Поттер» и приложила немало усилий, чтобы зрителю стала понятна природа вируса. Мы надеемся, что этот фильм дойдет до России, потому что тема кибервойн последнее время становится все актуальнее.

«Смерть в Сараево», режиссер Данис Танович (основной конкурс)

Три года назад картина Тановича «Эпизод из жизни сборщика железа» стала триумфатором Берлинале, получив Гран-при жюри, а также премию за лучшую мужскую роль. «Смерть в Сараево» — седьмая картина боснийского постановщика, лауреата премии «Оскар» за свой дебют «Ничья земля». Кроме того, «Смерть» стала первой лентой Танича, снятой полностью в его родном городе, в Сараево.

«Европа» — роскошный отель в Сараево готовится к вечеру, посвященному Евросоюзу, в честь столетия покушения на эрцгерцога Франца Фердинанда. На крыше снимается программа, где разные эксперты рассуждают, кем был Гаврило Принцип — террористом или героем, в президентском номере селится важный спикер (его играет француз Жак Вебер), но в самом отеле неспокойно. Вечером готовится забастовка персонала, уже два месяца не получающего зарплату. Управляющий «Европой» сбивается с ног: во время престижного вечера отель могут закрыть из-за долгов банку. Параллельно начинают пропадать ключевые сотрудники, а на крышу приходит потомок Принципа, тоже Гаврило Принцип. Его разговор с ведущей приведет к разногласиям, которые положат начало цепи неприятных событий.

Танович считает, что его фильм — очень боснийская, балканская история о «переходе». «Я все никак не могу понять, как долго будет длиться переход? Он затянулся на 30 лет, — говорит режиссер. — Многие считают, что мои фильмы метафоричны, но я не придумываю их такими специально. Если зрителям нравится видеть подтекст, почему бы и нет? Оставляю интерпретацию своих фильмов для них».

«Смерть в Сараево» — любопытная картина, но особенно интересна она будет тем, кто знаком со всеми перипетиями сербско-боснийского конфликта. Если нет, то тоже не беда: в фильме немало черного юмора, который отвлечет вас от политического подтекста. Хотя, конечно, без него не обойтись.

«Одни в Берлине», режиссер Венсан Перес (основной конкурс)

Один из самых печальных типов кино — «сильные актеры в слабом фильме». Так получается с картиной Переса, который решил отдать должное своим немецким корням (мать французского актера родом из Германии) и экранизировал роман Ганса Фаллады 1947 года. В 2009 году у книги вышел новый перевод на английский язык, и Перес приобрел права на роман.

Действие фильма развивается в Берлине, как это понятно из названия. Время — 1940-е. Брендан Глисон и Эмма Томпсон играют супружескую чету Квангелей, чей сын погибает на войне. Убитые горем родители начинают тихую подрывную деятельность: оставляют открытки с надписями вроде «Мать! Фюрер убил моего сына» или «Война Гитлера — смерть рабочим» в разных местах города. Открытки накапливаются у инспектора полиции (Даниэль Брюль), который обязан найти таинственных авторов посланий.

Зачем Перес заставил отличных актеров Глисона и Томпсон говорить с немецким акцентом, нам неведомо. Ровно как и то, почему картина получилась настолько неумелая, будто любительская. Но за исполнителей главных ролей многие рецензенты накидывают лишнюю звездочку (возможно, некоторые добавляют баллы за роскошные накладные усы Брюля). Мы оценок не ставим, а лишь отметим, что «Одни в Берлине» — вторая лента студии Warner в конкурсе (первой была Midnight Special) и задумаемся, что бы это значило.

«Куда бы еще вторгнуться», режиссер Майкл Мур (секция Berlinale Special Gala)

Одиозный документалист Майкл Мур в своем новом фильме два часа занимается тем, что в России очень любят — ругает США. В то же время, он занимается тем, что ругает собственную страну и хвалит прогрессивную — с точки зрения равноправия, уровня социального обеспечения, отношения к собственной проблемной истории, — Европу и даже заглядывает в Тунис, где тоже, как выясняется, дела обстоят лучше, чем в Америке. Европейцы на показе в Берлине хохотали без перерыва: по эту сторону океана лента Мура кажется действительно очень смешной.

Начинает Мур с того, что припоминает все неудачные войны и вторжения, предпринятые Соединенными Штатами за последние полвека, результатом которых стали лишь огромные расходы. «Пентагон вызвал меня и попросил совета», — радостно заявляет документалист. «Ну, я предложил: дайте солдатам отдохнуть, отправьте меня завоевывать новые территории!», — говорит Мур и отправляется в путешествие за полезными для Америки идеями, предварительно нарисовав страшную картину того, что происходит в родной стране — туалетной бумаги в школах не хватает, невинных людей сажают в тюрьму на десятки лет, уровень подростковых абортов достиг небывалых высот.

Первая остановка — Италия (хохот в зале — там, где сидят итальянские журналисты). Мур вторгается в квартиру самой обычной пары (он полицейский, она — байер в магазине одежды) и выясняет, что итальянцам по закону положены несколько недель оплачиваемого отпуска, оплачиваемый медовый месяц и отпуск по уходу за ребенком, а также 13-ая зарплата. Эти халявщики уходят на обед на два часа, чтобы спокойно в кругу семьи поесть пасты и выпить вина. «Как так?!», — удивляется режиссер и спрашивает владельцев компании по производству одежды, почему те не дерут со своих работников три шкуры. «А зачем? Чтобы быть богаче? Зачем нам быть богаче?», — недоумевают итальянцы. Мур недоумевает в ответ: «У нас ничего этого нет, а по продуктивности труда мы с вами на одном уровне, хотя итальянцы работают меньше! В чем дело?». «Просто вы мало занимаетесь любовью», — улыбаются в ответ загорелые лица.

В знак завоевания территории Мур оставляет на фабрике одежды и в квартире американский флаг. Этот же флаг появится:

  • в начальной школе маленькой французской деревни, где дети на обед едят нормальную домашнюю еду и пьют воду вместо того, чтобы питаться бургерами, пиццей, шоколадками и газировкой;
  • в финской школе, где нет домашних заданий и ученикам прививают любовь к жизни и уважение к себе и другим;
  • в норвежской тюрьме, где у охраны нет оружия, а заключенные живут в собственных домиках, которые никто не запирает на ключ;
  • в португальском отделении полиции, где не арестовывают за употребление наркотиков.

Мур активно троллит своих собеседников, но они тоже за словом в карман не лезут:

— Как это вы не сажаете наркоманов? Наркотики разрушают семьи!

— Ну, знаете, фэйсбук тоже разрушает семьи!

Мур собирает полезные идеи — от бесплатного высшего образования до бесплатных абортов и сексуального просвещения подростков — и искренне удивляется, обнаруживая, что когда-то в США можно было встретить если не их воплощение, то хотя бы намерение оного. «Я оптимист», — заключает в конце режиссер, стоя около Берлинской стены и вспоминая, как ребенком не мог даже представить себе, что стена падет, а Холодная война закончится. Для изменений нужно не так много, всего несколько десятков лет. Кажется, теперь мы знаем, как зовут главного романтика современного кино.

 

Останні новини:

Бокс-офіс США. Успішний старт «F1: Фільм»
Тизер фільму «Буґонія»
Фільм про Джеймса Бонда знайшов режисера
«Куба & Аляска» — історія про сестринство на війні

Добавить событие

Форма зворотнього св'язку

Зауваження, побажання, критика...

Якщо питання по білетах, обов'язково вкажіть номер заказу якщо він є!

E-mail:
відправити