Берлин-2016: Актеры сами раздеваются у Томаса Винтерберга

Новини кіно • 20 лютого 2016 • Кинопоиск

Берлин-2016: Актеры сами раздеваются у Томаса Винтерберга

Завершились показы фильмов основного конкурса Берлинале. КиноПоиск подобно рассказывает о драме Томаса Винтерберга «Коммуна», ставшей одной из самых ярких лент фестиваля, а также о картинах «Я — Неро», «Соединенные штаты любви» и комедии «Сент-Амур» с Жераром Депардье.

Каким был 66-й Берлинский кинофестиваль? Как это часто бывает, мнения критиков разделились: одни считают, что это был один из лучших фестивалей последнего времени, другие, мягко говоря, не соглашаются. В этом нет ничего удивительного — Берлин из-за своей острой социальной и политической направленности всегда отличался разбросом мнений. КиноПоиск отметил бы, что на сей раз конкурс не мог похвастаться огромным количеством звезд, зато было много фильмов, которые нам понравились. Midnight Special, «Огонь в море», «Уязвимость нулевых дней», «Будущее», «Борис без Беатрис», «Когда тебе семнадцать», «Смерть в Сараево», «Гений», «Колыбельная скорбной тайне», «Коммуна» — больше половины конкурсных картин мы бы с удовольствием пересмотрели еще раз (даже восьмичасовой фильм).

Что интересно, самый политизированный фестиваль Европы в этом году озаботился проблемами семейных отношений. В Midnight Special отец спасает своего сына от правительственных агентов; в «Борис без Беатрис» герой пытается разобраться в себе, чтобы помочь жене выздороветь; в «24 неделях» остро стоит вопрос, стоит ли рожать больного ребенка, обрекая его на страдания; в «Когда тебе семнадцать» герои находят друг друга, несмотря на разницу в воспитании. Семья находится в центре внимания фильмов «Хеди» и «Будущее». Но самое громкое высказывание о семье в Берлине прозвучало от датчанина Томаса Винтерберга.

«Коммуна», режиссер Томас Винтерберг (основной конкурс)

У датского режиссера Томаса Винтерберга было необычное детство: с 7 до 19 лет он жил в коммуне, окруженный «гениталиями, пивом, высоколобыми академическими дискуссиями, любовью и личными трагедиями». В своем новом фильме он вспоминает то время — свободные 70-е, когда люди экспериментировали, были открыты друг другу и умели делиться всем. «Я скучаю по этому времени, эти дни ушли безвозвратно», — признался Винтерберг на пресс-конференции в Берлине.

Главные герои «Коммуны» — преподаватель архитектурного колледжа Эрик (Ульрих Томсен), его жена, телеведущая Анна (Трине Дюрхольм, чья работа вполне достойна награды фестиваля) и их четырнадцатилетняя дочь Фрейя. Когда в наследство от отца Эрику достается большой дом в фешенебельном районе Копенгагена, Анна уговаривает мужа позвать друзей и жить вместе с ними. Так дом наполняется оригинальными персонажами, которые вместе устанавливают правила общежития, делят завтраки, ужины, вместе купаются голышом, отмечают праздники — короче, живут как одна большая семья.

Все меняется, когда Эрик заводит любовницу: студентка Эмма юна, свежа и очень похожа внешне на Анну. Анна известие об измене мужа воспринимает спокойно и даже предлагает Эмме переехать в коммуну, надеясь сохранить хрупкое счастье своей семьи. Однако появление девушки в доме постепенно разрушает жизнь Анны. Ситуация в «Коммуне» интересным образом перекликается с обстоятельствами Натали, героини Изабель Юппер, в другом конкурсном фильме Берлинале — «Будущее». Как и Натали, Анна оказывается наедине со своим возрастом, неизбежно сравнивает себя с молодой соперницей и не может найти свое место в новой жизни.

«Каждый день, смотрясь по утрам в зеркало, я вижу эту историю. Люди умирают, любовь проходит, потом появляется снова, жизнь идет вперед. С этим ничего не поделаешь. В ситуации, которая описана в фильме, есть элемент жестокости. Да, человека можно заменить. Это жестоко. Но я сам так поступал, и знаю это. Мы живем в западном обществе, где существует культ молодости и красоты, хоть об этом и не принято говорить. Я только что вернулся из Лос-Анджелеса, там люди прооперированы с головы до ног. Конечно, фильм касается и этой темы», — заметил режиссер.

Тем не менее, Анна — сильный персонаж. «Она страдает, но отдает свою жизнь коммуне, хотя именно это причиняет ей боль. Мне кажется, это смелый и сильный поступок», — говорит Винтерберг о героине Дюрхольм. «В начале фильма ее не очень вдохновляют традиционные семейные отношения, она готова экспериментировать, поэтому втягивает мужа в эту странную авантюру с новой архитектурой семьи. У нее есть некоторые идеалы, но она становится их жертвой. Мне кажется, это универсальная история, которая может произойти в любом возрасте», — вторит режиссеру актриса.

Винтерберг рассказал, что прежде всего хотел добиться правдоподобной картины жизни в коммуне, показать и светлые, и темные стороны этого феномена, и, в то же время, избежать клише. «Мы очень хотели избежать обнаженки, но, как видите, не удалось! Актеры очень хотели раздеться», — смеется режиссер. Журналисты Винтерберга зачем-то активно пытали на тему Догмы-95: куда пришло это движение спустя 20 лет, есть ли шанс увидеть «ультрадогму»?

«Думаю, в Канне в 1998 году, когда 1400 человек устроили нам стоячую овацию — это было начало конца. Движение Догмы было нацелено на революцию, на обновление, на риск. За одну ночь наше движение вдруг обрело невероятный успех и стало модным. В Дании можно купить чертову мебель в стиле догмы! Есть даже доставка продуктов на дом в стиле догмы! Это коробка, в которой почти ничего нет. Мы точно не это имели в виду. Риск, революция сменились сексуальностью, модой, известностью. Теперь мы респектабельные датчане, пьем дорогое вино, один из нас разбогател (и это не я). Мы, конечно, вспоминаем иногда былые дни, но предпосылок для „ультрадогмы“ точно нет», — обстоятельно ответил Винтерберг.

«Я — Неро», режиссер Рафи Питтс (основной конкурс)

Режиссер Рафи Питтс знает, что такое быть иммигрантом, не понаслышке: его семья покинула Тегеран в 1981 году, поселившись в Британии, а в 90-е Питтс переехал в Париж, чтобы заниматься кино и работать с Жан-Люком Годаром и Лео Караксом. Сценарий драмы «Я, Неро» он написал вместе со сценаристом румынских фестивальных хитов «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и «Смерть господина Лазареску» Разваном Радулеску.

Главным героем Питтс решил сделать мексиканского парня Неро, родившегося и жившего в Штатах, но из-за нарушения его родителями визовых правил депортированного в Мексику. Событий в картине немного. Неро пытается пересечь границу нелегально, его возвращают назад. Неро пытается снова, на этот раз удачно. Он даже находит в Лос-Анджелесе своего брата Хесуса, но роскошная жизнь того в дорогом особняке быстро оказывается обманчивым фасадом.

Неро понимает, что с фальшивыми документами он не сможет нормально жить и работать, поэтому решает записаться в американскую армию — добровольцам после определенного срока службы полагается гражданство. Это первый час картины. Во втором Неро уже охраняет опасную границу — и попадает в засаду. Увы, переживания Неро теряются на фоне затянутых сцен и малозначительных диалогов, а зрителю сложно сопереживать парню, единственная цель которого — получить гражданство.

«Соединенные штаты любви», режиссер Томаш Василевский (основной конкурс)

В 1990-м году польскому режиссеру Томашу Василевскому было 10 лет, он жил в военном городке, окруженный женщинами-домохозяйками. Атмосфера перемен, пиратские видеокассеты с американскими фильмами и, конечно же, женские разговоры, свидетелем которых он был, вдохновили его на печальную панораму жизни польской провинции в приглушенных тонах под названием «Соединенные штаты любви». За визуальную часть отвечал прославленный румынский оператор Олег Муту, поэтому даже не очень красивые голые тела выглядят весьма завораживающе.

Несмотря на название, речь не об Америке, а скорее о разных состояниях любви, которые испытывают четыре главные героини. Мать четырнадцатилетней девочки Агата несчастлива в браке: она исступленно занимается сексом с мужем, но думает о местном священнике, за которым тайно подглядывает. Директор школы Иза влюблена в женатого отца одной из своих учениц. Преподавательница русского языка Рената, которая вот-вот уйдет на пенсию, мучается от любви к соседке — юной красавице Маржене. Маржена преподает аэробику и мечтает о карьере супермодели. Ее муж уже три года работает в ФРГ, и если бы не видеокассеты, которые он ей отправляет, Маржена забыла бы, как он выглядит.

«Сент-Амур», режиссеры Бенуа Делепин, Гюстав Керверн (вне конкурса)

Удрученные тяжелыми женскими судьбами героинь «Соединенных штатов любви» журналисты нашли отдушину в дурацкой французской комедии «Сент-Амур»: даже самые пошлые шутки вызывали в зале живой отклик. Бенуа Делепин и Гюстав Керверн вновь работают с любимыми актерами — Жераром Депардье и Бенуа Пульвордом, которые играют фермеров Жана и Брюно — отца и сына.

Отношения у них не клеятся: Жан недоволен тем, как сын пьет и халатно относится к работе, Брюно, в свою очередь, опечален отсутствием девушки и недоволен придирками отца. Когда на сельскохозяйственной ярмарке Брюно устраивает «тур» по винным стендам и напивается до чертиков (вернее, до поросячьего визга, поддерживаемого настоящими поросятами), Жану ничего не остается, как запихнуть сына в такси и отправиться в настоящее путешествие по винодельням Франции. Если вам вспомнилась картина Александра Пэйна «На обочине», то не зря: критики уже называют «Сент-Амур» «„На обочине“ без пафоса». Конечно же, путешествие — и встречи с эксцентричными персонажами вроде владельца отеля (камео Мишеля Уэльбека) — сделает отца и сына ближе.

В прошлом году «Золотого медведя» получила иранская лента «Такси». Фильм из Ирана «Прибытие дракона», демонстрировавшийся в рамках конкурсной программы, даже близко не стоит рядом с ироничной и злободневной картиной Джафара Панахи. «Дракон», отлично начинающийся как нуар (детектив приезжает расследовать самоубийство марксиста-лениниста и приходит к выводу, что мужчина был убит), очень быстро скатывается в документалистику выдавая говорящие головы на экране. Интерес к фильму моментально теряется — все же режиссеру нужно было определиться, что он снимает.

Вечером в субботу станут известны победители 66-го Берлинского кинофестиваля. Прогнозы — дело неблагодарное, но мы уверены, что отметят «Огонь в море» и «Колыбельную скорбной тайне». Что решит жюри во главе с Мэрил Стрип, узнаем 20 февраля в девять вечера по Москве.

 

Останні новини:

Бокс-офіс США. Успішний старт «F1: Фільм»
Тизер фільму «Буґонія»
Фільм про Джеймса Бонда знайшов режисера
«Куба & Аляска» — історія про сестринство на війні

Добавить событие

Форма зворотнього св'язку

Зауваження, побажання, критика...

Якщо питання по білетах, обов'язково вкажіть номер заказу якщо він є!

E-mail:
відправити