Раду Поклитару: «Мы появляемся на этот свет, чтобы любить. Наша «Жизель» об этом»

16 березня 2016 • Театри • коментарів: 0

Раду Поклитару: «Мы появляемся на этот свет, чтобы любить. Наша «Жизель» об этом»

Мы встречались и говорили с хореографом Раду Поклитару почти три года назад. Повод для встречи был не самым радужным – из театра «Киев Модерн-балет», который он возглавляет, массово уходили танцоры, он остался без меценатской поддержки и ему так и не присвоили статус национального.

За это время изменилось если не все, то многое. Несмотря на сложную ситуацию в стране, эти перемены – позитивные.

Так, у Раду Поклитару и «Киев Модерн-балета» появился меценат Людмила Русалина. Постоянным потихоньку становится летний фестиваль современного танца в Одессе, организованный Раду Поклитару. В арсенале наград хореографа появилась национальная – Шевченковская премия и, в конце концов, на носу - большая премьера самого дорогого проекта «Киев Модерн-балета» - «Жизель», современная версия.

Зрителям обещают сюрпризы, замечательные декорации и костюмы. К работе над проектом подключились итальянские художники по макияжу и парикам. Премьера, которая пройдет в Октябрьском Дворце в Киеве, будет сопровождаться юбилейной фотовыставкой, посвященной 10-летию «Киев Модерн-балета». В Запорожье премьера пройдет в театре им. Магара (купить билеты на балет «Жизель»)

О «Жизель», о культуре в Украине, художественном вкусе и о современном танце и его тенденциях, рассказал сам Раду Поклитару и меценат проекта Людмила Русалина.

Жизель

- Буквально за пару лет у вас в арсенале появились фестивали современной хореографии, премия и вот уже скоро состоится премьера балета “Жизель”. Какой будет новая хореографическая жизнь этой постановки, ее характер. Почему, собственно, именно «Жизель»?

Раду Поклитару: Во-первых, почему “Жизель”? В мире искусства не так много произведений, которые плюс-минус знакомы всем по каким-то ассоциативным связям, вне зависимости от культурного развития.

Когда мы говорим слово «опера», у всех возникает ассоциация «Травиата» и «Аида», когда мы говорим слово «живопись», у всех возникает ассоциация «Мона Лиза» и кто-то, может быть, еще вспомнит Ван Гога. А когда мы произносим слово «балет», то на первом месте, конечно, стоит «Лебединое озеро», а за ним прочно обосновалась «Жизель».

И находится она там с 1840 года. Из всех балетов, которые идут на мировых балетных сценах, именно этот самый старый.

Когда я задумался о том, что пора создать новую постановку и римейк классического балетного произведения, я практически сразу решил, что это будет «Жизель». 

Во-первых, я сам танцевал в этом балете на сцене Белорусского государственного театра оперы и балета. 

Во-вторых, там совершенно замечательная музыка Адольфо Адана. Кстати, Чайковский высоко ценил музыку Адана и считал, что это самая лучшая балетная музыка в мире. А услышать такое от Чайковского – дорогого стоит.

В итоге все эти пазлы сошлись и я решил, что «Киев Модерн-балету» пора обзавестись собственной «Жизелью».

- Каким будет новый хореографический язык «Жизель»?

Р.П.: Естественно - это будет абсолютно новая версия. Хореографический язык будет совершенно другой. Не будет никаких пуантов. Но этим уже никого не удивишь. Наоборот, мы б удивили всех, если б вышли на пуантах. Это был бы шок (смеется).

Я не поменял в «Жизели» главную идею спектакля, хотя сильно поменял сюжетные линии.

Наш спектакль о любви, о предательстве в любви. О том, что настоящая любовь сильнее всего на этом свете. Я абсолютно убежден, что мы появляемся на этот свет, в первую очередь, чтобы любить. Вот об этом наша «Жизель».

- Расскажите об оформлении спектакля, костюмах, декорациях?

Р.П.: Балет и опера – дорогое искусство. Современный балет – не исключение. Это декорации, костюмы, это свет, звук, целый комплекс всего.

В 2002 году, в период моего первого творческого приезда в Киев, в Оперном театре произошла  замечательная встреча со сценографом Андреем Злобиным и художницей Анной Ипатьевой. С 2002-го года мы работали вместе. Но были разные периоды, и когда я уходил от этой пары, у меня всегда было ощущение, что я совершаю супружескую измену (смеется)

К счастью, в этом балете соединилось все: Анна Ипатьева создала костюмы, Андрей Злобин создал декорации. Это будет самый дорогой балет в истории нашего театра. Если бы не наша меценат, ничего бы не состоялось в принципе.

- Есть ли в этом спектакле что-нибудь новое? То, что никогда не использовали в репертуаре «Киев Модерн Балета»?

Р.П.: Да, кое-что в этом спектакле появилось новое. Мы раньше ничего подобного не делали. Волшебным образом с нами захотели сотрудничать специалисты из итальянской компании по созданию сложного художественного макияжа и париков.

Я даже немножко боюсь, потому что большие головы – сложно для работы танцоров. Но надеюсь, что все пройдет замечательно.

Кроме того, к 10-летию театра, в рамках премьеры состоится фотовыставка. Все танцоры и все постановки - на фотографиях Сергея Епифанова. Фотографировать танец тяжело, потому что «быстро», а современный еще более тяжело, потому что «быстро и темно».

- Расскажите о жизни «Жизели» после ее премьеры в Киеве.

Р.П.: Конечно, ни один спектакль «Киев Модерн-балета» не ложится в стол. Если мы делаем проект, мы хотим, чтобы он жил на других сценах нашей страны и Европы. Я уже знаю импресарио, который заинтересован, чтобы вывезти наш балет куда-то. Но пока об этом говорить рано. 

Когда мы говорим о рождении нового спектакля, это все равно, что искать школу  с английским уклоном для ребенка, о котором только мечтаешь. Пройдет премьера и поедем! Хотя у меня уже есть предложения из Днепропетровска и Харькова на первую декаду мая.

- Планируете ли показать балет на летнем фестивале в Одессе?

Р.П: Да, мы планируем показать «Жизель» в рамках летнего фестиваля современного танца в Одессе (5-11 июня).  В течение недели на сцене Одесского оперного театра будет показа целая коллекция наших спектаклей. А «Жизель» пройдет дважды.

Одесса входит в тройку городов, где «Киев Модерн-балет» собирает полные залы, еще Киев и Харьков. Кстати Одесса единственный город, где продают билеты в оркестровую яму. Я не знаю, что зрители оттуда видят, но это факт.

- При создании этого спектакля, вы обзавелись меценатской поддержкой…

Р.П.: Уже скоро нашему театру исполнится 10 лет. Я сам не ожидал, что наш театр просуществует так долго.  Мы начинали как меценатский театр, и в течение длительного времени я активно искал нового мецената для нашего театра, после сотрудничества с Вадимом Филипповым.

Я практически был уверен в том, что если в течение семи лет я никого не нашел, то значит в Украине это все-таки никому не нужно. Я счастлив, что ошибался. Сейчас мы сидим с Людмилой Русалиной и этот факт говорит о том, что это не правда. Что есть настоящие ценители прекрасного, люди-гуманисты.

И я внимательно читал все, что выходило в прессе про Людмилу Владимировну и мне очень импонирует идея о том, что культура может способствовать возрождению нации, возрождению страны. Это то, о чем я думал все эти годы.

- Почему Вы решили поддержать Раду Поклитару и «Киев Модерн Балет»?

Людмила Русалина: Когда мне было пять лет, мои родители, оба ученые (папа - академик, кибернетик, мама - математик) решили, что девочке нужно заниматься чем-то, что позитивно повлияло бы  на ее фигуру и характер. С пяти лет я начала заниматься балетом в Октябрьском Дворце в Киеве. У меня с детства привита любовь к балету и культуре.

Мы жили напротив Оперного театра в Киеве и каждые выходные мы с родителями ходили туда на балет.  Если было сложно для моего восприятия, мы сидели один акт и уходили.

Благодаря моим родителям, в меня была вложена  любовь к искусству, культуре и особенно к балету с самого раннего детства.

Раду Поклитару - талантливейший человек, известный многими интересными, необычными, яркими и красивыми работами, не только в нашей стране. Я узнала, что будет постановка одного из моих любимейших балетов «Жизель» в Октябрьском дворце, где я танцевала в детстве, а хореограф – такая личность.

Конечно, для меня очень интересно. Тем более, «Жизель» в современной обработке и в видении такого мастера – это что то необыкновенное.

- Какую из работ Раду вы любите больше всего?

 Л.Р.: Я думаю, что я с удовольствием пересмотрю те спектакли, за которые Раду получил Шевченковскую премию ("Женщины в ре миноре" (2014) и "Долгий рождественский обед" (2014).

Немного о театре

- Оперный театр сегодня сотрясают скандалы, исполнители уезжают работать за границу. Если сравнить оперный театр вашего детства и тот, в который Вы сейчас водите своих детей, что изменилось?

Л.Р.: Я считаю, что это системная проблема, которую нужно решать на уровне государства. Когда артисты вкалывают с утра до ночи, а я на своей шкуре знаю, что это тяжелейший физический и эмоциональный труд. Когда такие люди получают мизерные зарплаты и когда их приглашают в мировые театры на совсем других условиях, то кто-то остается, а другие предпочитают уехать. Однако это проблема не только в культуре, а во многих сферах, научной в том числе.

Но то, что касается культуры, очень важно именно на государственном уровне системно и серьезно подойти к решению этого вопроса.

Почему не сделать системой для детей младших классов посещение театров всем классом? Почему не выделять дополнительные средства на это? Ведь таким образом можно решить сразу несколько вопросов, в том числе и вопрос культурного воспитания наших детей. То, что мы сегодня закладываем в них, мы получим в будущем.

- Театр сегодня и тогда?

Л.Р.: Я чувствую различия, конечно. Детское восприятие, оно другое. Ведь ребенок не заметит пошарпанного где-то пола, дырочку на колготках у балерины, изношенный костюм. Ребенок смотрит по-другому. Он видит то, что идет от души артиста. Они видят прекрасное. Они видят искусство.

- Как нынешняя ситуация в стране и культурная политика влияет на «Киев Модерн-балет»?

Р.П.: Очень долгие годы, с момента, когда мы остались без меценатской поддержки в 2009 году, я пытаюсь добиться через наше министерство культуры статуса национального театра современного танца. Казалось бы, какие проблемы? Мы единственный театр современного танца в Украине.

Мы лучшие хотя бы уже потому, что мы единственные. До нас не было такого понятия в Украине. Благодаря «Киев Модерн-балету» и моему творческому вкладу, Украина может гордится тем, что такой балет есть. Мы одна из визитных карточек страны, ведь мы гастролируем и выступаем. 

Много министров уже поменялось с  тех пор. Были министры, с которыми было легко общаться – Михаил Кулиняк, Евгений Нищук. Но, тем не менее, когда переговоры доходили до возможной реализации, министров снимали. У нас часто меняются министры культуры.

В мирные годы я понимал, что вот-вот может быть. А сейчас я понимаю, что мне скажут, если я зайду к господину Кириленко. Мне ответят, что в стране война, кризис. Я просто не иду туда, потому что это некое унижение просить что-то, если существует хотя бы малейшая вероятность того, что мне откажут.

Нет у украинских чиновников  понимания, что современный танец  - это магистральный тренд в мире. Сейчас нет такой страны в Европе, которая бы не имела своего театра современного танца и огромного количества людей, которые им занимаются.

Моя работа в «Киев Модерн-балете» – это сизифов труд. Я воспитываю артистов балета, которые достигая определенного уровня, легко перешагивают границу страны, потому как артисты балета говорят на языке танца без акцента в любой стране мира.

- А как сейчас обстоят дела с танцорами балета?

Р.П.: Я набрал новых девять человек и с нуля начинается тяжелая работа. Сейчас я могу сказать, что пока мы живем.

- Культура в условиях войны: многие обратили внимание на тему войны, оккупации. Появилась масса интересных проектов. Но вот если мы говорим о таком искусстве как балет? Вы не планировали поставить что-нибудь, посвященное событиям в Украине?

Р.П.: Балет достигает неких вершин, когда поднимается над обыденностью, злобой дня, когда он начинает говорить на языке символов, метафор и аллегорий. Но эти символы не могут возникнуть сразу «из пены наших дней». Должно пройти какое-то время.

Я не хочу критиковать моих коллег из смежных цехов и искусств. Но есть у меня ощущение, что если я заговорю про события на Майдане и в Донецке или про Крым, то это будет спекулятивно с моей стороны. Надо чтобы оно отлежалось.

Л.Р.: Если и затрагивать эту тему в современном искусстве, то ее стоит использовать как тему возрождения. Как из этого выйти и двигаться вперед. Еще Конфуций сказал: «Можно долго сидеть в темноте и проклинать эту темноту. А можно взять и зажечь свечу».

Так может как раз сейчас роль искусства в том, чтобы зажечь эту свечу?

- Расскажите в Ваших планах на будущий год, кроме «Жизели» и летнего фестиваля в Одессе. Я слышала о премьере «Дождя» в Пражском театре.

Р.П.: Да, у меня есть и такие личные планы. Ведь если бы я этим не занимался, то театр бы пришлось закрыть.  Я не скрываю, что много езжу. В ближайшее время  состоятся премьеры в Чехии и Сербской национальной опере. Это уверенные шаги в сторону Европы.

- Какие трены в современной хореографии вы сейчас видите в мире?

Р.П.: В отличие от 19 века, где единственным был классический танец, 20 век характерен тем, что танец раскололся на огромное количество осколков и ответвлений. Я не могу сказать, что я великий специалист по ответвлениям в современном танце. Для меня нет более современного, менее современного, схоластического, перформенс и т.д. Все искусство, которое появляется на сцене, делится для меня на два вида: скучное и нескучное. Скучное – это плохо. Нескучное – хорошо.

Сейчас безумный ритм жизни, много всего интересного, технологии, интернет. И если зритель на спектакле может сопереживать, смеяться и плакать, то это виртуозная штука.

- Должен ли у театра быть свой дом насколько он ему нужен?

Р.П.: Нужен, конечно. Сейчас мы являемся частью Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества. Мы играем свои спектакли в этом театре, но нас даже нет в штатном расписании.

В идеале, есть мечта о большой сцене. Но для начала хотелось бы получить хотя бы статус национального. Я искал здания в городе, смотрел разные варианты. Но опять же, необходимо получить статус национального, чтобы артистам было не стыдно говорить, что они являются частью балета, а нам было не стыдно платить им такую зарплату.

- Людмила, Вы и далее планируете сотрудничать с «Киев Модерн Балетом»?

Л.Р.: Я надеюсь, что ситуация в нашей стране будет складываться так, что позволит мне и дальше поддерживать талантливого и одаренного Раду Поклитару. Очень будет обидно, если большую часть своего творческого потенциала он будет реализовывать в других странах. Для меня это большая честь принимать скромное участие в жизни «Киев Модерн-балета».

 

Коментарі:

Вам подтрібно увійти на сайт, шоб написати відгук.
Ще не реєструвались? Це швидко!


Зараз на ТВ
06:00 Інформаційний марафон (1+1)
04:50 ДжеДАІ. (2+2 )
06:00 Документальний серіал. (5 канал)
06:00 Інформаційний марафон (ICTV)
06:00 Інформаційний марафон (UA: Перший)
06:00 Інформаційний марафон (Інтер)
05:25 Азійський check-in. (Новий канал)
06:00 Речдок. (НТН)
05:05 Т/с Майже одружені, 6 с. (СТБ)
06:00 Я люблю Україну, 4 сезон. (ТЕТ)
06:00 Інформаційний марафон (Україна)

Форма зворотнього св'язку

Зауваження, побажання, критика...

Якщо питання по білетах, обов'язково вкажіть номер заказу якщо він є!

E-mail:
відправити