Афіша Запоріжжя • • Контакти |
15 листопада, п'ятница
| |
Раду Поклитару: «Мы появляемся на этот свет, чтобы любить. Наша «Жизель» об этом»16 березня 2016 • Театри • коментарів: 0 Мы встречались и говорили с хореографом Раду Поклитару почти три года назад. Повод для встречи был не самым радужным – из театра «Киев Модерн-балет», который он возглавляет, массово уходили танцоры, он остался без меценатской поддержки и ему так и не присвоили статус национального. За это время изменилось если не все, то многое. Несмотря на сложную ситуацию в стране, эти перемены – позитивные. Так, у Раду Поклитару и «Киев Модерн-балета» появился меценат Людмила Русалина. Постоянным потихоньку становится летний фестиваль современного танца в Одессе, организованный Раду Поклитару. В арсенале наград хореографа появилась национальная – Шевченковская премия и, в конце концов, на носу - большая премьера самого дорогого проекта «Киев Модерн-балета» - «Жизель», современная версия. Зрителям обещают сюрпризы, замечательные декорации и костюмы. К работе над проектом подключились итальянские художники по макияжу и парикам. Премьера, которая пройдет в Октябрьском Дворце в Киеве, будет сопровождаться юбилейной фотовыставкой, посвященной 10-летию «Киев Модерн-балета». В Запорожье премьера пройдет в театре им. Магара (купить билеты на балет «Жизель») О «Жизель», о культуре в Украине, художественном вкусе и о современном танце и его тенденциях, рассказал сам Раду Поклитару и меценат проекта Людмила Русалина. Жизель- Буквально за пару лет у вас в арсенале появились фестивали современной хореографии, премия и вот уже скоро состоится премьера балета “Жизель”. Какой будет новая хореографическая жизнь этой постановки, ее характер. Почему, собственно, именно «Жизель»? Раду Поклитару: Во-первых, почему “Жизель”? В мире искусства не так много произведений, которые плюс-минус знакомы всем по каким-то ассоциативным связям, вне зависимости от культурного развития. Когда мы говорим слово «опера», у всех возникает ассоциация «Травиата» и «Аида», когда мы говорим слово «живопись», у всех возникает ассоциация «Мона Лиза» и кто-то, может быть, еще вспомнит Ван Гога. А когда мы произносим слово «балет», то на первом месте, конечно, стоит «Лебединое озеро», а за ним прочно обосновалась «Жизель». И находится она там с 1840 года. Из всех балетов, которые идут на мировых балетных сценах, именно этот самый старый. Когда я задумался о том, что пора создать новую постановку и римейк классического балетного произведения, я практически сразу решил, что это будет «Жизель». Во-первых, я сам танцевал в этом балете на сцене Белорусского государственного театра оперы и балета. Во-вторых, там совершенно замечательная музыка Адольфо Адана. Кстати, Чайковский высоко ценил музыку Адана и считал, что это самая лучшая балетная музыка в мире. А услышать такое от Чайковского – дорогого стоит. В итоге все эти пазлы сошлись и я решил, что «Киев Модерн-балету» пора обзавестись собственной «Жизелью». - Каким будет новый хореографический язык «Жизель»? Р.П.: Естественно - это будет абсолютно новая версия. Хореографический язык будет совершенно другой. Не будет никаких пуантов. Но этим уже никого не удивишь. Наоборот, мы б удивили всех, если б вышли на пуантах. Это был бы шок (смеется). Я не поменял в «Жизели» главную идею спектакля, хотя сильно поменял сюжетные линии. Наш спектакль о любви, о предательстве в любви. О том, что настоящая любовь сильнее всего на этом свете. Я абсолютно убежден, что мы появляемся на этот свет, в первую очередь, чтобы любить. Вот об этом наша «Жизель». - Расскажите об оформлении спектакля, костюмах, декорациях? Р.П.: Балет и опера – дорогое искусство. Современный балет – не исключение. Это декорации, костюмы, это свет, звук, целый комплекс всего. В 2002 году, в период моего первого творческого приезда в Киев, в Оперном театре произошла замечательная встреча со сценографом Андреем Злобиным и художницей Анной Ипатьевой. С 2002-го года мы работали вместе. Но были разные периоды, и когда я уходил от этой пары, у меня всегда было ощущение, что я совершаю супружескую измену (смеется). К счастью, в этом балете соединилось все: Анна Ипатьева создала костюмы, Андрей Злобин создал декорации. Это будет самый дорогой балет в истории нашего театра. Если бы не наша меценат, ничего бы не состоялось в принципе. - Есть ли в этом спектакле что-нибудь новое? То, что никогда не использовали в репертуаре «Киев Модерн Балета»? Р.П.: Да, кое-что в этом спектакле появилось новое. Мы раньше ничего подобного не делали. Волшебным образом с нами захотели сотрудничать специалисты из итальянской компании по созданию сложного художественного макияжа и париков. Я даже немножко боюсь, потому что большие головы – сложно для работы танцоров. Но надеюсь, что все пройдет замечательно. Кроме того, к 10-летию театра, в рамках премьеры состоится фотовыставка. Все танцоры и все постановки - на фотографиях Сергея Епифанова. Фотографировать танец тяжело, потому что «быстро», а современный еще более тяжело, потому что «быстро и темно». - Расскажите о жизни «Жизели» после ее премьеры в Киеве. Р.П.: Конечно, ни один спектакль «Киев Модерн-балета» не ложится в стол. Если мы делаем проект, мы хотим, чтобы он жил на других сценах нашей страны и Европы. Я уже знаю импресарио, который заинтересован, чтобы вывезти наш балет куда-то. Но пока об этом говорить рано. Когда мы говорим о рождении нового спектакля, это все равно, что искать школу с английским уклоном для ребенка, о котором только мечтаешь. Пройдет премьера и поедем! Хотя у меня уже есть предложения из Днепропетровска и Харькова на первую декаду мая. - Планируете ли показать балет на летнем фестивале в Одессе? Р.П: Да, мы планируем показать «Жизель» в рамках летнего фестиваля современного танца в Одессе (5-11 июня). В течение недели на сцене Одесского оперного театра будет показа целая коллекция наших спектаклей. А «Жизель» пройдет дважды. Одесса входит в тройку городов, где «Киев Модерн-балет» собирает полные залы, еще Киев и Харьков. Кстати Одесса единственный город, где продают билеты в оркестровую яму. Я не знаю, что зрители оттуда видят, но это факт. - При создании этого спектакля, вы обзавелись меценатской поддержкой… Р.П.: Уже скоро нашему театру исполнится 10 лет. Я сам не ожидал, что наш театр просуществует так долго. Мы начинали как меценатский театр, и в течение длительного времени я активно искал нового мецената для нашего театра, после сотрудничества с Вадимом Филипповым. Я практически был уверен в том, что если в течение семи лет я никого не нашел, то значит в Украине это все-таки никому не нужно. Я счастлив, что ошибался. Сейчас мы сидим с Людмилой Русалиной и этот факт говорит о том, что это не правда. Что есть настоящие ценители прекрасного, люди-гуманисты. И я внимательно читал все, что выходило в прессе про Людмилу Владимировну и мне очень импонирует идея о том, что культура может способствовать возрождению нации, возрождению страны. Это то, о чем я думал все эти годы. - Почему Вы решили поддержать Раду Поклитару и «Киев Модерн Балет»? Людмила Русалина: Когда мне было пять лет, мои родители, оба ученые (папа - академик, кибернетик, мама - математик) решили, что девочке нужно заниматься чем-то, что позитивно повлияло бы на ее фигуру и характер. С пяти лет я начала заниматься балетом в Октябрьском Дворце в Киеве. У меня с детства привита любовь к балету и культуре. Мы жили напротив Оперного театра в Киеве и каждые выходные мы с родителями ходили туда на балет. Если было сложно для моего восприятия, мы сидели один акт и уходили. Благодаря моим родителям, в меня была вложена любовь к искусству, культуре и особенно к балету с самого раннего детства. Раду Поклитару - талантливейший человек, известный многими интересными, необычными, яркими и красивыми работами, не только в нашей стране. Я узнала, что будет постановка одного из моих любимейших балетов «Жизель» в Октябрьском дворце, где я танцевала в детстве, а хореограф – такая личность. Конечно, для меня очень интересно. Тем более, «Жизель» в современной обработке и в видении такого мастера – это что то необыкновенное. - Какую из работ Раду вы любите больше всего? Л.Р.: Я думаю, что я с удовольствием пересмотрю те спектакли, за которые Раду получил Шевченковскую премию ("Женщины в ре миноре" (2014) и "Долгий рождественский обед" (2014). Немного о театре- Оперный театр сегодня сотрясают скандалы, исполнители уезжают работать за границу. Если сравнить оперный театр вашего детства и тот, в который Вы сейчас водите своих детей, что изменилось? Л.Р.: Я считаю, что это системная проблема, которую нужно решать на уровне государства. Когда артисты вкалывают с утра до ночи, а я на своей шкуре знаю, что это тяжелейший физический и эмоциональный труд. Когда такие люди получают мизерные зарплаты и когда их приглашают в мировые театры на совсем других условиях, то кто-то остается, а другие предпочитают уехать. Однако это проблема не только в культуре, а во многих сферах, научной в том числе. Но то, что касается культуры, очень важно именно на государственном уровне системно и серьезно подойти к решению этого вопроса. Почему не сделать системой для детей младших классов посещение театров всем классом? Почему не выделять дополнительные средства на это? Ведь таким образом можно решить сразу несколько вопросов, в том числе и вопрос культурного воспитания наших детей. То, что мы сегодня закладываем в них, мы получим в будущем. - Театр сегодня и тогда? Л.Р.: Я чувствую различия, конечно. Детское восприятие, оно другое. Ведь ребенок не заметит пошарпанного где-то пола, дырочку на колготках у балерины, изношенный костюм. Ребенок смотрит по-другому. Он видит то, что идет от души артиста. Они видят прекрасное. Они видят искусство. - Как нынешняя ситуация в стране и культурная политика влияет на «Киев Модерн-балет»? Р.П.: Очень долгие годы, с момента, когда мы остались без меценатской поддержки в 2009 году, я пытаюсь добиться через наше министерство культуры статуса национального театра современного танца. Казалось бы, какие проблемы? Мы единственный театр современного танца в Украине. Мы лучшие хотя бы уже потому, что мы единственные. До нас не было такого понятия в Украине. Благодаря «Киев Модерн-балету» и моему творческому вкладу, Украина может гордится тем, что такой балет есть. Мы одна из визитных карточек страны, ведь мы гастролируем и выступаем. Много министров уже поменялось с тех пор. Были министры, с которыми было легко общаться – Михаил Кулиняк, Евгений Нищук. Но, тем не менее, когда переговоры доходили до возможной реализации, министров снимали. У нас часто меняются министры культуры. В мирные годы я понимал, что вот-вот может быть. А сейчас я понимаю, что мне скажут, если я зайду к господину Кириленко. Мне ответят, что в стране война, кризис. Я просто не иду туда, потому что это некое унижение просить что-то, если существует хотя бы малейшая вероятность того, что мне откажут. Нет у украинских чиновников понимания, что современный танец - это магистральный тренд в мире. Сейчас нет такой страны в Европе, которая бы не имела своего театра современного танца и огромного количества людей, которые им занимаются. Моя работа в «Киев Модерн-балете» – это сизифов труд. Я воспитываю артистов балета, которые достигая определенного уровня, легко перешагивают границу страны, потому как артисты балета говорят на языке танца без акцента в любой стране мира. - А как сейчас обстоят дела с танцорами балета? Р.П.: Я набрал новых девять человек и с нуля начинается тяжелая работа. Сейчас я могу сказать, что пока мы живем. - Культура в условиях войны: многие обратили внимание на тему войны, оккупации. Появилась масса интересных проектов. Но вот если мы говорим о таком искусстве как балет? Вы не планировали поставить что-нибудь, посвященное событиям в Украине? Р.П.: Балет достигает неких вершин, когда поднимается над обыденностью, злобой дня, когда он начинает говорить на языке символов, метафор и аллегорий. Но эти символы не могут возникнуть сразу «из пены наших дней». Должно пройти какое-то время. Я не хочу критиковать моих коллег из смежных цехов и искусств. Но есть у меня ощущение, что если я заговорю про события на Майдане и в Донецке или про Крым, то это будет спекулятивно с моей стороны. Надо чтобы оно отлежалось. Л.Р.: Если и затрагивать эту тему в современном искусстве, то ее стоит использовать как тему возрождения. Как из этого выйти и двигаться вперед. Еще Конфуций сказал: «Можно долго сидеть в темноте и проклинать эту темноту. А можно взять и зажечь свечу». Так может как раз сейчас роль искусства в том, чтобы зажечь эту свечу? - Расскажите в Ваших планах на будущий год, кроме «Жизели» и летнего фестиваля в Одессе. Я слышала о премьере «Дождя» в Пражском театре. Р.П.: Да, у меня есть и такие личные планы. Ведь если бы я этим не занимался, то театр бы пришлось закрыть. Я не скрываю, что много езжу. В ближайшее время состоятся премьеры в Чехии и Сербской национальной опере. Это уверенные шаги в сторону Европы. - Какие трены в современной хореографии вы сейчас видите в мире? Р.П.: В отличие от 19 века, где единственным был классический танец, 20 век характерен тем, что танец раскололся на огромное количество осколков и ответвлений. Я не могу сказать, что я великий специалист по ответвлениям в современном танце. Для меня нет более современного, менее современного, схоластического, перформенс и т.д. Все искусство, которое появляется на сцене, делится для меня на два вида: скучное и нескучное. Скучное – это плохо. Нескучное – хорошо. Сейчас безумный ритм жизни, много всего интересного, технологии, интернет. И если зритель на спектакле может сопереживать, смеяться и плакать, то это виртуозная штука. - Должен ли у театра быть свой дом насколько он ему нужен? Р.П.: Нужен, конечно. Сейчас мы являемся частью Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества. Мы играем свои спектакли в этом театре, но нас даже нет в штатном расписании. В идеале, есть мечта о большой сцене. Но для начала хотелось бы получить хотя бы статус национального. Я искал здания в городе, смотрел разные варианты. Но опять же, необходимо получить статус национального, чтобы артистам было не стыдно говорить, что они являются частью балета, а нам было не стыдно платить им такую зарплату. - Людмила, Вы и далее планируете сотрудничать с «Киев Модерн Балетом»? Л.Р.: Я надеюсь, что ситуация в нашей стране будет складываться так, что позволит мне и дальше поддерживать талантливого и одаренного Раду Поклитару. Очень будет обидно, если большую часть своего творческого потенциала он будет реализовывать в других странах. Для меня это большая честь принимать скромное участие в жизни «Киев Модерн-балета». Коментарі: Вам подтрібно увійти на сайт, шоб написати відгук. Категорії
Арт-галерея Останнє в категорії «Театри»
27 жовтня 2024
Зануритися в мистецтво, щоб пізнати себе14 жовтня 2024
Міжнародний фестиваль сучасного мистецтва6 вересня 2024
Театральна психологія: як вистава допомагає боротися з домашнім насиллям13 лютого 2024
Філософська моновистава «Непробудження»28 січня 2024
Вперше на запорізькій сцені п'єса володара премії «Оскар» Мартіна Макдони23 грудня 2023
Шановні глядачі29 листопада 2023
«Червона рута» розквітла: Дім актора презентував гучну театральну прем’єру26 жовтня 2023
Муніципальний театр «Дім актора»29 березня 2023
Творчі плани Запорізької обласної філармонії у 83 концертному сезоні10 квітня 2019
Сразу 2 необычных спектакля привезет в Запорожье Всеукраинский проект «Дети перемен»Зараз на ТВ
|
Куди піти |
Освіта |
Служби |
Про проектПро проектЛоготип Афіши Знайшли помилку? Контакти |
Наші проектиЗапоріжжя. Місцевий портал Запоріжжя. Туристичний портал AnvaroNET - розробка вебсайтів |
Ми в мережі: |
2010-2022 © Афіша Запоріжжя. Всі права захищено. |
Зауваження, побажання, критика...
Якщо питання по білетах, обов'язково вкажіть номер заказу якщо він є!