День рождения Театра Молодежи и 30 лет Малой сцены

21 листопада 2017 • Театри • коментарів: 0

День рождения Театра Молодежи и 30 лет Малой сцены

20 ноября Запорожскому академическому театру Молодежи исполняется 38 лет. И в этот же день его труппа и поклонники  театрального искусства отметят 30-летие создания его Малой сцены.

В истории Театра молодежи было три малых сцены. Первая возникла на бульваре Центральном, 4, где находились администрация театра, цеха и репетиционные залы. Она, в буквальном смысле слова, создавалась собственными руками актеров и всех сотрудников театра. В свободное время актеры, режиссеры, работники цехов переделывали и перестраивали репетиционный зал, красили, шили, убирали.

20 ноября 1987 года, на восьмой день рождения театра, состоялось долгожданное открытие Малой сцены. Спектакль «Я стою у ресторана» в постановке заслуженного деятеля искусств Украины Евгения Головатюка и в исполнении актеров Любови Фриган и Виктора Кошеля "взорвал" город. Начался небывалый для Запорожья театральный бум: на спектакли ломились, билеты были проданы на несколько месяцев вперед, очередь в кассу занимали с шести часов утра. Невероятно! И это в городе, который считался «нетеатральным». «Билеты на Малую сцену купить стало не легче, чем импортную мебель», - отмечала в своей статье О. Квактун.

Надо сказать, что сейчас редко можно услышать или прочитать в рецензиях на спектакли фразу «Запорожье – нетеатральный город». Без ложной скромности надо признать, что в том числе и тридцать восемь лет существования нашего театра не прошли бесследно для культурного развития города. А тогда, в 1987 году, зрители первой на Малой сцене постановки были ошеломлены увиденным. Александр Гайдай, один из первых зрителей спектакля, в то время заведующий кафедрой иностранных языков профессионального направления Запорожского государственного университета в своей рецензии писал: «Тонкий психологизм работы режиссера с актерами, лаконизм и полифоничность использования пространства сцены художником Ириной Кохан в ее сценографии, изящная и эмоционально наполненная музыка Николая Попова вызвали такое сильное состояние потрясения, что первые зрители оцепенев, не решались нарушить аплодисментами созданную спектаклем атмосферу. И как по-новому и сильно раскрылись в нем актеры Любовь Фриган и Виктор Кошель».

Следующий, 1988 год, еще более усилил зрительский интерес. Виталий Денисенко поставил на Малой сцене два потрясающих спектакля. Строгий и лаконичный спектакль «Электра» по Софоклу и небывалый по форме «Эзоп» Г. Фигейредо. «Эзоп» имел огромный успех, завоевал много наград на различных фестивалях, по приглашению Союза театральных деятелей Украины его показали в Домах актера в Киеве и Москве. А дальше жизнь Малой сцены забурлила, наполняясь новыми спектаклями, которые увеличивали ее популярность. Небольшое пространство Малой сцены, с одной стороны, стало проверкой мастерства актеров, их умения быть предельно органичными, правдивыми, точными. Ведь ничего нельзя было утаить от взгляда зрителя, сидевшего на расстоянии вытянутой руки. А с другой стороны, Малая сцена давала возможность актерам заявить о себе в новом качестве, в новых, часто непривычных ролях, а режиссерам экспериментировать, пробуя новые формы, предлагая актерам новый способ существования на сцене, а зрителям - неожиданную трактовку известных пьес.

С успехом на Малой сцене шли моноспектакли Александра Выженко - «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя и «13 ножей в спину революции» по рассказам А. Аверченко и А. Мариенгофа; Натальи Вощиловой - «Эдит Пиаф», «Я –Жанна», «У война не женское лицо», «Миф о Монро» и другие; Надежды Стадниченко - «Маруся Чурай» Л. Костенко; Виктора Гончарова -  «Страх» по рассказам А. Чехова. На Малой сцене по-новому заблистали классические произведения: «Гроза» А. Островского (это был режиссерский дебют Виктора Кошеля) и комедия Д. Фонвизина «Бригадир», которая шла под названием «Русские парижанцы, или Кумир души моей», в постановке приглашенного режиссера Николая Карасева. В 1996 году именно на малой сцене зрители впервые увидели трагикомедию «Месье Амилькар». Спектакль, который захватывал необыкновенной атмосферой тайны и игры, подлинностью характеров героев, созданными психологически точно и объемно. Это была одна из первых постановок заслуженного деятеля искусств Украины Геннадия Фортуса, исполненная блистательным ансамблем актеров: Владимиром Голяком, Надеждой Ященко, Надеждой Стадниченко, Виктором Гончаровым, Анастасией Макаренко, Андреем Косодием.

Остроумный спектакль «Генералы в юбках» Ж. Ануя о «женском сопротивлении» и матриархате Геннадия Фортуса завершил историю Малой сцены на бульваре Центральном. В 1998 году театр переехал в бывший Дом политпросвещения, который власти обещали реконструировать. Там силами театра в бывшей библиотеке на втором этаже была обустроена вторая Малая сцена, которая на восемь лет стала основной сценой театра.

В 2000–е годы на этой сцене были созданы знаковые спектакли нашего театра. Большим событием стал спектакль «Вальс случая», созданный в 2001 году Геннадием Фортусом, и сыгранный заслуженными артистами Украины Любовью Фриган и Виктором Гончаровым. Спектакль, завоевавший множество наград, и сейчас успешно идет на сцене театра. Нынешний исполнитель роли Ангела заслуженный артист Украины Максим Березнер привнес в спектакль еще больший драматизм и придал еще большую напряженность сценическим ситуациям, а кроме того, спектакль поражает великолепным актерским партнерством.

Поклонники театра, безусловно, помнят спектакли того времени, созданные заслуженным деятелем искусств Украины Виталием Денисенко. Блистательная комедия «Благие намерения» по одноактовкам А.П.Чехова «Юбилей»  и «Предложение», изысканный  спектакль по пьесе Ж.Кокто «Священные чудовища», тонко разыгранный трагифарс "Пат, или Игра королей» П.Когоут,  комедия "Публике смотреть воспрещается» Ж.Марсана. С прекрасными актерскими работами в каждом спектакле.

В это же время возник удивительный поэтический театр Татьяны Ерентюк: публика увидела ее тонкие, прочувствованные моноспектакли о творчестве и судьбе А. Ахматовой, Б. Пастернака. Нельзя забыть и спектакль на двоих «Двое в лодке, не считая жены» Л.Корсунского, в постановке Геннадия Фортуса, исполненный Н. Стадниченко, В. Гончаровым и Л.Фриган, позже в спектакль вошла А.Макаренко.  Малая сцена открыла двери и для детей. Им пришелся по душе забавный мюзикл на стихи Корнея Чуковского в сценической редакции Г.Фортуса и Н.Петренко «Приключения в стране МДД». Его поставил Геннадий Фортус, над хореографией работал Сергей Степанов, а оригинальную музыку написал  Николай Попов.

Оригинальное прочтении известной трагедии В. Шекспира «Гамлет» (спектакль «Не только о Гамлете») представил в 2005 г. Геннадий Фортус, дав прекрасный старт своим ученикам Станиславу Шкляренко и Геннадию Широченко, которые сыграли  заглавную роль, Марии Нестулий, а затем Елене Белан – в роли Офелии, Юрию Драненко – в роли Горация и другим. Партнерство с такими опытными актерами, как Любовь Фриган, Виктор Гончаров, Олег Швец, Александр Цветков,  в сложном драматическом материале и необычном  по форме спектакле бесспорно, творчески одарили и обогатили молодых актеров. Спектакль запомнился и образно-экспрессивной хореографией Сергея Степанова.

Однако, играя на собственной маленькой сцене, Театр молодежи в то же время выезжал со своими постановками на большие сцены Дворцов культуры. Мне кажется, что именно такие экстремальные условия его существования, необходимость проявлять умение работать на любой сцене, способствовали формированию особых качеств актеров и режиссеров нашего театра, шлифовали их мастерство, пластичность и многогранность.

В 2016 году, к огромной радости поклонников театра, открылись двери третьей Малой сцены, созданной уже в собственном здании на улице Независимой Украины, 55 а. 10 апреля состоялась премьера  комедии «Последний пылкий влюбленный» Н. Саймона. Известный актер Сергей Цевелев дебютировал в нем как режиссер, сыграв при этом роль неудавшегося донжуана. А для актрисы Валерии Лютинской спектакль стал, по сути, бенефисом: она потрясающе сыграла трех совершенно разных, абсолютно непохожих героинь.

Постановка Геннадия Фортуса «Двое на качелях» У. Гибсона закрепила успех новой Малой сцены. Роль Джерри в спектакле исполняет актер Петр Желев, а вот роль Гитель сыграли по очереди три актрисы: Екатерина Кошовник, Анна Симонова и Илона Василенко.

Когда готовился третий спектакль, то возникали сомнения, а примет ли такой сложный по смыслу и настроению спектакль публика, для кого спектакль. И вот уже год успешно идет спектакль «Оскар и Розовая дама», созданный Натальей Вощиловой по роману Э.-Э. Шмитта, исполненный актрисой Натальей Середой, и все опасения развеялись как туман.

Каждый из названных спектаклей, не только имеет постоянный и большой успех у зрителей, но высоко оценен профессиональными критиками. «Последний пылкий влюбленный» - лауреат международного фестиваля «Мельмопена Таврии», «Оскар и Розовая Дама» - лауреат фестиваля моно и камерных спектаклей «Виват, актер!», «Двое на качелях» - лауреат фестиваля-конкурса на высшую награду Приднепровья «Сичеславна-2017».

Удачный проект театра Молодежи  Малая сцена живет и талантливо развивается, и в скором времени удивит новыми интересными спектаклями. С Днем рождения, Малая сцена театра Молодежи! До новых встреч, дорогие зрители!

Надежда ПЕТРЕНКО, руководитель литературно-драматургической части театра

 

Коментарі:

Вам подтрібно увійти на сайт, шоб написати відгук.
Ще не реєструвались? Це швидко!


Зараз на ТВ
04:50 ДжеДАІ. (2+2 )
04:00 Художній фільм. (5 канал)
05:25 Азійський check-in. (Новий канал)
05:15 Страх у твоєму домі. (НТН)
05:05 Т/с Майже одружені, 6 с. (СТБ)
05:00 Богиня шопінгу. Битва блондинок. (ТЕТ)

Форма зворотнього св'язку

Зауваження, побажання, критика...

Якщо питання по білетах, обов'язково вкажіть номер заказу якщо він є!

E-mail:
відправити