Раду Поклитару: «Мы появляемся на этот свет, чтобы любить. Наша «Жизель» об этом»

16 березня 2016 • Театри • коментарів: 0

Раду Поклитару: «Мы появляемся на этот свет, чтобы любить. Наша «Жизель» об этом»

Мы встречались и говорили с хореографом Раду Поклитару почти три года назад. Повод для встречи был не самым радужным – из театра «Киев Модерн-балет», который он возглавляет, массово уходили танцоры, он остался без меценатской поддержки и ему так и не присвоили статус национального.

За это время изменилось если не все, то многое. Несмотря на сложную ситуацию в стране, эти перемены – позитивные.

Так, у Раду Поклитару и «Киев Модерн-балета» появился меценат Людмила Русалина. Постоянным потихоньку становится летний фестиваль современного танца в Одессе, организованный Раду Поклитару. В арсенале наград хореографа появилась национальная – Шевченковская премия и, в конце концов, на носу - большая премьера самого дорогого проекта «Киев Модерн-балета» - «Жизель», современная версия.

Зрителям обещают сюрпризы, замечательные декорации и костюмы. К работе над проектом подключились итальянские художники по макияжу и парикам. Премьера, которая пройдет в Октябрьском Дворце в Киеве, будет сопровождаться юбилейной фотовыставкой, посвященной 10-летию «Киев Модерн-балета». В Запорожье премьера пройдет в театре им. Магара (купить билеты на балет «Жизель»)

О «Жизель», о культуре в Украине, художественном вкусе и о современном танце и его тенденциях, рассказал сам Раду Поклитару и меценат проекта Людмила Русалина.

Жизель

- Буквально за пару лет у вас в арсенале появились фестивали современной хореографии, премия и вот уже скоро состоится премьера балета “Жизель”. Какой будет новая хореографическая жизнь этой постановки, ее характер. Почему, собственно, именно «Жизель»?

Раду Поклитару: Во-первых, почему “Жизель”? В мире искусства не так много произведений, которые плюс-минус знакомы всем по каким-то ассоциативным связям, вне зависимости от культурного развития.

Когда мы говорим слово «опера», у всех возникает ассоциация «Травиата» и «Аида», когда мы говорим слово «живопись», у всех возникает ассоциация «Мона Лиза» и кто-то, может быть, еще вспомнит Ван Гога. А когда мы произносим слово «балет», то на первом месте, конечно, стоит «Лебединое озеро», а за ним прочно обосновалась «Жизель».

И находится она там с 1840 года. Из всех балетов, которые идут на мировых балетных сценах, именно этот самый старый.

Когда я задумался о том, что пора создать новую постановку и римейк классического балетного произведения, я практически сразу решил, что это будет «Жизель». 

Во-первых, я сам танцевал в этом балете на сцене Белорусского государственного театра оперы и балета. 

Во-вторых, там совершенно замечательная музыка Адольфо Адана. Кстати, Чайковский высоко ценил музыку Адана и считал, что это самая лучшая балетная музыка в мире. А услышать такое от Чайковского – дорогого стоит.

В итоге все эти пазлы сошлись и я решил, что «Киев Модерн-балету» пора обзавестись собственной «Жизелью».

- Каким будет новый хореографический язык «Жизель»?

Р.П.: Естественно - это будет абсолютно новая версия. Хореографический язык будет совершенно другой. Не будет никаких пуантов. Но этим уже никого не удивишь. Наоборот, мы б удивили всех, если б вышли на пуантах. Это был бы шок (смеется).

Я не поменял в «Жизели» главную идею спектакля, хотя сильно поменял сюжетные линии.

Наш спектакль о любви, о предательстве в любви. О том, что настоящая любовь сильнее всего на этом свете. Я абсолютно убежден, что мы появляемся на этот свет, в первую очередь, чтобы любить. Вот об этом наша «Жизель».

- Расскажите об оформлении спектакля, костюмах, декорациях?

Р.П.: Балет и опера – дорогое искусство. Современный балет – не исключение. Это декорации, костюмы, это свет, звук, целый комплекс всего.

В 2002 году, в период моего первого творческого приезда в Киев, в Оперном театре произошла  замечательная встреча со сценографом Андреем Злобиным и художницей Анной Ипатьевой. С 2002-го года мы работали вместе. Но были разные периоды, и когда я уходил от этой пары, у меня всегда было ощущение, что я совершаю супружескую измену (смеется)

К счастью, в этом балете соединилось все: Анна Ипатьева создала костюмы, Андрей Злобин создал декорации. Это будет самый дорогой балет в истории нашего театра. Если бы не наша меценат, ничего бы не состоялось в принципе.

- Есть ли в этом спектакле что-нибудь новое? То, что никогда не использовали в репертуаре «Киев Модерн Балета»?

Р.П.: Да, кое-что в этом спектакле появилось новое. Мы раньше ничего подобного не делали. Волшебным образом с нами захотели сотрудничать специалисты из итальянской компании по созданию сложного художественного макияжа и париков.

Я даже немножко боюсь, потому что большие головы – сложно для работы танцоров. Но надеюсь, что все пройдет замечательно.

Кроме того, к 10-летию театра, в рамках премьеры состоится фотовыставка. Все танцоры и все постановки - на фотографиях Сергея Епифанова. Фотографировать танец тяжело, потому что «быстро», а современный еще более тяжело, потому что «быстро и темно».

- Расскажите о жизни «Жизели» после ее премьеры в Киеве.

Р.П.: Конечно, ни один спектакль «Киев Модерн-балета» не ложится в стол. Если мы делаем проект, мы хотим, чтобы он жил на других сценах нашей страны и Европы. Я уже знаю импресарио, который заинтересован, чтобы вывезти наш балет куда-то. Но пока об этом говорить рано. 

Когда мы говорим о рождении нового спектакля, это все равно, что искать школу  с английским уклоном для ребенка, о котором только мечтаешь. Пройдет премьера и поедем! Хотя у меня уже есть предложения из Днепропетровска и Харькова на первую декаду мая.

- Планируете ли показать балет на летнем фестивале в Одессе?

Р.П: Да, мы планируем показать «Жизель» в рамках летнего фестиваля современного танца в Одессе (5-11 июня).  В течение недели на сцене Одесского оперного театра будет показа целая коллекция наших спектаклей. А «Жизель» пройдет дважды.

Одесса входит в тройку городов, где «Киев Модерн-балет» собирает полные залы, еще Киев и Харьков. Кстати Одесса единственный город, где продают билеты в оркестровую яму. Я не знаю, что зрители оттуда видят, но это факт.

- При создании этого спектакля, вы обзавелись меценатской поддержкой…

Р.П.: Уже скоро нашему театру исполнится 10 лет. Я сам не ожидал, что наш театр просуществует так долго.  Мы начинали как меценатский театр, и в течение длительного времени я активно искал нового мецената для нашего театра, после сотрудничества с Вадимом Филипповым.

Я практически был уверен в том, что если в течение семи лет я никого не нашел, то значит в Украине это все-таки никому не нужно. Я счастлив, что ошибался. Сейчас мы сидим с Людмилой Русалиной и этот факт говорит о том, что это не правда. Что есть настоящие ценители прекрасного, люди-гуманисты.

И я внимательно читал все, что выходило в прессе про Людмилу Владимировну и мне очень импонирует идея о том, что культура может способствовать возрождению нации, возрождению страны. Это то, о чем я думал все эти годы.

- Почему Вы решили поддержать Раду Поклитару и «Киев Модерн Балет»?

Людмила Русалина: Когда мне было пять лет, мои родители, оба ученые (папа - академик, кибернетик, мама - математик) решили, что девочке нужно заниматься чем-то, что позитивно повлияло бы  на ее фигуру и характер. С пяти лет я начала заниматься балетом в Октябрьском Дворце в Киеве. У меня с детства привита любовь к балету и культуре.

Мы жили напротив Оперного театра в Киеве и каждые выходные мы с родителями ходили туда на балет.  Если было сложно для моего восприятия, мы сидели один акт и уходили.

Благодаря моим родителям, в меня была вложена  любовь к искусству, культуре и особенно к балету с самого раннего детства.

Раду Поклитару - талантливейший человек, известный многими интересными, необычными, яркими и красивыми работами, не только в нашей стране. Я узнала, что будет постановка одного из моих любимейших балетов «Жизель» в Октябрьском дворце, где я танцевала в детстве, а хореограф – такая личность.

Конечно, для меня очень интересно. Тем более, «Жизель» в современной обработке и в видении такого мастера – это что то необыкновенное.

- Какую из работ Раду вы любите больше всего?

 Л.Р.: Я думаю, что я с удовольствием пересмотрю те спектакли, за которые Раду получил Шевченковскую премию ("Женщины в ре миноре" (2014) и "Долгий рождественский обед" (2014).

Немного о театре

- Оперный театр сегодня сотрясают скандалы, исполнители уезжают работать за границу. Если сравнить оперный театр вашего детства и тот, в который Вы сейчас водите своих детей, что изменилось?

Л.Р.: Я считаю, что это системная проблема, которую нужно решать на уровне государства. Когда артисты вкалывают с утра до ночи, а я на своей шкуре знаю, что это тяжелейший физический и эмоциональный труд. Когда такие люди получают мизерные зарплаты и когда их приглашают в мировые театры на совсем других условиях, то кто-то остается, а другие предпочитают уехать. Однако это проблема не только в культуре, а во многих сферах, научной в том числе.

Но то, что касается культуры, очень важно именно на государственном уровне системно и серьезно подойти к решению этого вопроса.

Почему не сделать системой для детей младших классов посещение театров всем классом? Почему не выделять дополнительные средства на это? Ведь таким образом можно решить сразу несколько вопросов, в том числе и вопрос культурного воспитания наших детей. То, что мы сегодня закладываем в них, мы получим в будущем.

- Театр сегодня и тогда?

Л.Р.: Я чувствую различия, конечно. Детское восприятие, оно другое. Ведь ребенок не заметит пошарпанного где-то пола, дырочку на колготках у балерины, изношенный костюм. Ребенок смотрит по-другому. Он видит то, что идет от души артиста. Они видят прекрасное. Они видят искусство.

- Как нынешняя ситуация в стране и культурная политика влияет на «Киев Модерн-балет»?

Р.П.: Очень долгие годы, с момента, когда мы остались без меценатской поддержки в 2009 году, я пытаюсь добиться через наше министерство культуры статуса национального театра современного танца. Казалось бы, какие проблемы? Мы единственный театр современного танца в Украине.

Мы лучшие хотя бы уже потому, что мы единственные. До нас не было такого понятия в Украине. Благодаря «Киев Модерн-балету» и моему творческому вкладу, Украина может гордится тем, что такой балет есть. Мы одна из визитных карточек страны, ведь мы гастролируем и выступаем. 

Много министров уже поменялось с  тех пор. Были министры, с которыми было легко общаться – Михаил Кулиняк, Евгений Нищук. Но, тем не менее, когда переговоры доходили до возможной реализации, министров снимали. У нас часто меняются министры культуры.

В мирные годы я понимал, что вот-вот может быть. А сейчас я понимаю, что мне скажут, если я зайду к господину Кириленко. Мне ответят, что в стране война, кризис. Я просто не иду туда, потому что это некое унижение просить что-то, если существует хотя бы малейшая вероятность того, что мне откажут.

Нет у украинских чиновников  понимания, что современный танец  - это магистральный тренд в мире. Сейчас нет такой страны в Европе, которая бы не имела своего театра современного танца и огромного количества людей, которые им занимаются.

Моя работа в «Киев Модерн-балете» – это сизифов труд. Я воспитываю артистов балета, которые достигая определенного уровня, легко перешагивают границу страны, потому как артисты балета говорят на языке танца без акцента в любой стране мира.

- А как сейчас обстоят дела с танцорами балета?

Р.П.: Я набрал новых девять человек и с нуля начинается тяжелая работа. Сейчас я могу сказать, что пока мы живем.

- Культура в условиях войны: многие обратили внимание на тему войны, оккупации. Появилась масса интересных проектов. Но вот если мы говорим о таком искусстве как балет? Вы не планировали поставить что-нибудь, посвященное событиям в Украине?

Р.П.: Балет достигает неких вершин, когда поднимается над обыденностью, злобой дня, когда он начинает говорить на языке символов, метафор и аллегорий. Но эти символы не могут возникнуть сразу «из пены наших дней». Должно пройти какое-то время.

Я не хочу критиковать моих коллег из смежных цехов и искусств. Но есть у меня ощущение, что если я заговорю про события на Майдане и в Донецке или про Крым, то это будет спекулятивно с моей стороны. Надо чтобы оно отлежалось.

Л.Р.: Если и затрагивать эту тему в современном искусстве, то ее стоит использовать как тему возрождения. Как из этого выйти и двигаться вперед. Еще Конфуций сказал: «Можно долго сидеть в темноте и проклинать эту темноту. А можно взять и зажечь свечу».

Так может как раз сейчас роль искусства в том, чтобы зажечь эту свечу?

- Расскажите в Ваших планах на будущий год, кроме «Жизели» и летнего фестиваля в Одессе. Я слышала о премьере «Дождя» в Пражском театре.

Р.П.: Да, у меня есть и такие личные планы. Ведь если бы я этим не занимался, то театр бы пришлось закрыть.  Я не скрываю, что много езжу. В ближайшее время  состоятся премьеры в Чехии и Сербской национальной опере. Это уверенные шаги в сторону Европы.

- Какие трены в современной хореографии вы сейчас видите в мире?

Р.П.: В отличие от 19 века, где единственным был классический танец, 20 век характерен тем, что танец раскололся на огромное количество осколков и ответвлений. Я не могу сказать, что я великий специалист по ответвлениям в современном танце. Для меня нет более современного, менее современного, схоластического, перформенс и т.д. Все искусство, которое появляется на сцене, делится для меня на два вида: скучное и нескучное. Скучное – это плохо. Нескучное – хорошо.

Сейчас безумный ритм жизни, много всего интересного, технологии, интернет. И если зритель на спектакле может сопереживать, смеяться и плакать, то это виртуозная штука.

- Должен ли у театра быть свой дом насколько он ему нужен?

Р.П.: Нужен, конечно. Сейчас мы являемся частью Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества. Мы играем свои спектакли в этом театре, но нас даже нет в штатном расписании.

В идеале, есть мечта о большой сцене. Но для начала хотелось бы получить хотя бы статус национального. Я искал здания в городе, смотрел разные варианты. Но опять же, необходимо получить статус национального, чтобы артистам было не стыдно говорить, что они являются частью балета, а нам было не стыдно платить им такую зарплату.

- Людмила, Вы и далее планируете сотрудничать с «Киев Модерн Балетом»?

Л.Р.: Я надеюсь, что ситуация в нашей стране будет складываться так, что позволит мне и дальше поддерживать талантливого и одаренного Раду Поклитару. Очень будет обидно, если большую часть своего творческого потенциала он будет реализовывать в других странах. Для меня это большая честь принимать скромное участие в жизни «Киев Модерн-балета».

 

Коментарі:

Вам подтрібно увійти на сайт, шоб написати відгук.
Ще не реєструвались? Це швидко!


Категорії

Арт-галерея
Бізнес, технології
Гурман
Краса и здоров`я
Музика
Наші люди
Театри
Шоппінг

Останнє в категорії «Театри»

13 лютого 2024
Філософська моновистава «Непробудження»
28 січня 2024
Вперше на запорізькій сцені п'єса володара премії «Оскар» Мартіна Макдони
23 грудня 2023
Шановні глядачі
29 листопада 2023
«Червона рута» розквітла: Дім актора презентував гучну театральну прем’єру
26 жовтня 2023
Муніципальний театр «Дім актора»
29 березня 2023
Творчі плани Запорізької обласної філармонії у 83 концертному сезоні
10 квітня 2019
Сразу 2 необычных спектакля привезет в Запорожье Всеукраинский проект «Дети перемен»
21 листопада 2017
День рождения Театра Молодежи и 30 лет Малой сцены
20 листопада 2017
В запорожском театре бегали «За двумя зайцами». Ни одного не поймали
6 вересня 2016
Художественный руководитель театра молодежи стал лауреатом фестиваля-конкурса им. Де Ришелье

Зараз на ТВ
09:00 Інформаційний марафон (1+1)
08:15 Т/с CSI: Місце злочину, 1 сезон, 3-5 с. (2+2 )
09:20 Марафон Незламна країна. (5 канал)
09:00 Інформаційний марафон (ICTV)
09:00 Інформаційний марафон (UA: Перший)
09:00 Інформаційний марафон (Інтер)
09:35 Х/ф Конвоїри. (Новий канал)
09:40 Випадковий свідок. (НТН)
09:00 Т/с Слід. Дарницький шакал. (СТБ)
09:00 Моя суперродина, 2 сезон. (ТЕТ)
09:00 Інформаційний марафон (Україна)

Форма зворотнього св'язку

Зауваження, побажання, критика...

Якщо питання по білетах, обов'язково вкажіть номер заказу якщо він є!

E-mail:
відправити